Ярославль основан киевским князем Ярославом Мудрым в начале XI в. как крепость на месте древнего поселения Медвежий Угол.
Регион города приходится на XVI в., когда он оказался на пересечении двух главных торговых путей России того времени: водного Волжского и сухопутного Москва — Вологда (откуда зятем путь шел по Сухоне и Северной Двине в Архангельск (в то время — единственный порт России, связанный с «Западной Европой). Ярославль становится крупнейшим центром торговли и ремесел; славились здешние каменщики, плотники, кожевники, кузнецы. После страшного пожара 1658 г. («не было бы счастья, да несчастье помогло») в городе разворачивается каменное строительство, складывается самобытная школа каменного зодчества («ярославское барокко»), оригинальная школа настенных росписей.
После перенесения всей внешней торговли из Архангельска в Петербург город лишился преимуществ торгового «перекрестка» и стал развиваться как центр текстильной промышленности. Особенно быстрый рост промышленности начинается с конца XIX в., когда Волгу пересекает железная дорога. В 1930-е гг. Ярославль становится одним из центров развития машиностроения и химической промышленности. Здесь строятся завод синтетического каучука и завод по выпуску автомобилей (позже он был преобразован в моторный завод и сейчас поставляет моторы для мощных грузовиков на Минский автозавод в Белоруссию). В 1960-е гг. была создана цепочка крупных взаимосвязанных предприятий: нефтепереработка и нефтехимия — завод «Лакокраска», производство синтетического каучука — шинный завод. Среди крупнейших машиностроительных предприятий города — судостроительный, электромашиностроительный, станкостроительный заводы и т. д. Словом, Ярославль — один из крупнейших промышленных городов Центрального района.