Это крупнейший город района, расположенный при слиянии Волги и Оки, третий по числу жителей в России (после Москвы и Санкт-Петербурга).
Основанный в XIII в , Нижний Новгород, благодаря своему экономико-географическому положению быстро становится крупным торговым и ремесленным центром. В начале XVII в. значение города как крупнейшего (после Москвы) торгового центра и его удаленность от основных сражений Смутного времени способствовали тому, что в 1611 — 1612 гг. Нижний стал базой формирования Второго земского ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского против польских интервентов. С тех пор Нижний Новгород приобрел славу спасителя России и свободолюбивого города.
Торговое значение города еще больше возросло в начале XIX в., когда там стала проводиться крупнейшая в России ярмарка.
С началом пароходства Нижний Новгород становится центром речного судостроения — здесь производилась большая часть речных судов России. Город стал и центром волжского судоходства. Волгу не зря называли «главной улицей России* ее транспортное значение было во много раз больше, чем любой железной дороги. И главный «перекресток» на этой улице, главная станция — Нижний Новгород.
Особенно быстро развивалась промышленность города в 1930-х гг. В это время был построен один из крупнейших автозаводов России (он называется ГАЗ — Горьковский автозавод, поскольку сам город с 1932 по 1991 г. назывался Горький — в честь известного писателя). Это был автозавод, сделанный по образцу завода Форда в Детройте в США (Нижний Новгород одно время даже называли «русским Детройтом*). Концепция Форда предусматривала создание всего необходимого для автомобиля на самом заводе или поблизости от него. Поэтому в Нижнем Новгороде и его окрестностях наладили производство моторов {Заволжье), автостекла (Бор), инструментов (Павлово), резинотехнических изделий и т.д.
Кроме автозавода в городе были построены авиационный и артиллерийский заводы, много других предприятий ВПК (в том числе развивался уже известный вам завод «Красное Сормово»). Поэтому Нижний Новгород оказался в очень тяжелой ситуации после сокращения государственного заказа на военную технику.
Очень интересен облик Нижнего Новгорода, расположенного при впадении Оки в Волгу. На возвышенной, холмистой правобережной части находится центр городя, большинство памятников архитектуры, в том числе кремль. На низинном левом берегу Оки, удобном для промышленного строительства, расположились главные предприятия городя: автозавод (ГАЗ), «Красное Сормово» и другие.