На территории Полтавщины функционируют все (за исключением морского) виды транспорта - железнодорожный, автомобильный, речной, трубопроводный, воздушный.
Осуществляя грузовые и пассажирские перевозки, отдельные виды транспорта взаимодействуют между: собой, формируя транспортную систему.
Ведущее место по вантажнооборотом в области принадлежит трубопроводному и железнодорожному транспорту (8053,3 млн. т км), а по пассажирообороту - автомобильном (1863,9 млн. пасс. Км) и железнодорожном (1716,6 млн. пасс. Км).
Полтавская область играет значительную роль в структуре транспортного комплекса Украины. Так, занимая 4,8% территории Украины, на которой проживает всего 3,3% населения страны, доля Полтавщины в структуре транспорта характеризуется следующими показателями: по эксплуатационной длине железнодорожных путей общего пользования - 3,9%, по длине автомобильных дорог с твердым покрытием - 5,4%, по вантажнооборотом автомобильного транспорта - 5%.
За период с 1990 по 2006 год наблюдается общее уменьшение перевозки грузов (141,4 млн. т. в 2006 г., против 282,6 млн. т. в 1990 году).
Железнодорожный транспорт Полтавщины занимает второе место в перевозке грузов и третье - в перевозке пассажиров. Эксплуатационная протяженность железных дорог на территории области составляет 853,4 км. Плотность железных дорог в расчете на 100 км кв. 2,96 км (Украина - 3,8 км). Железные обслуживаются преимущественно тепловой тягой. Эксплуатационная длина электрифицированных железнодорожных путей общего пользования составляет 277,6 км (32,5% от общей длины). Остальные 575,8 км (67,5%) - дизельное топливо.
Территорию области охватывает Южная железная дорога, связывающая Донбасс со столицей Украины и западными областями. Полтавщину пересекают четыре железнодорожные магистрали: Лозовая - Полтава - Ромодан - Гребенка; Харьков - Полтава - Кременчуг; Бахмач - Ромодан - Кременчуг с ответвлением Лохвица - Гадяч; Бахмач - Пирятин - Гребенка.
Железнодорожная сеть по территории области размещена равномерно. Максимальная удаленность населенных пунктов от железной дороге не превышает 50 км. В территориальной структуре железнодорожной сети области, организующими элементами являются железнодорожные узлы: Полтава, Кременчуг, Гребенка, Ромодан, а также: железнодорожные станции Лубны, Миргород.
Полтавщина имеет положительный баланс железнодорожных перевозок: отправление грузов почти в 2,5 раза превышает прибытия. Наибольший удельный вес в структуре отправленных из области грузов занимают нефть и нефтепродукты, железная руда, строительные материалы, в структуре прибывших грузов преобладают уголь, зерновые, продукция черной и цветной металлургии.
Автомобильный транспорт играет важную роль в внутриобластных связях. Кроме того, он обслуживает и дополняет железнодорожный и речной транспорт.
Доля автомобильного транспорта в общей структуре отправок грузов в 2006 году составляла 81,7%. В структуре грузооборота Полтавской области, автомобильный транспорт занимает второе место, а его доля составляет 20,1%
Автомобильным транспортом общего пользования в 2006 году было перевезено 134,1 млн. пассажиров (70,2% от общего количества пассажиров, перевезенных всеми видами транспорта).
Автомобильный парк области составляет 239,7 тыс. автомобилей, из которых около 90,2% приходится на легковые, остальные грузовые автомобили, автобусы и спец автомобили.
По территории области проходят автомагистрали Киев - Харьков - Ростов-на-Дону с ответвлением Полтава - Красноград; Полтава - Кременчуг - Александрия; Киев - Пирятин - Ромны - Сумы Полтава - Балта - Рыбница; Полтава - Кременчуг; Полтава - Черкассы Полтава - Гадяч и другие.
Речной транспорт области действует преимущественно по Днепру. В структуре грузоперевозок преобладают: железная руда, лесные и строительные материалы, сельскохозяйственная продукция. Речными портами в 2006 году было переработано 1235,4 тыс. т грузов.
Ведущую роль в организации речного транспорта играет Кременчугский речной порт, который был основан в 1823 году как пристань, а с 1850 был открыт первый регулярную пассажирскую линию между: Кременчугом и Пинском. Сейчас Кременчугский порт - это современное высокомеханизированное предприятие, которому подчинено семь пристаней, а также действуют речные вокзалы в Кременчуге, Светловодске, Комсомольске.
Авиационный транспорт области развит очень слабо. Основная производственная деятельность авиапредприятий - выполнение авиахимических работ в сельском хозяйстве, обслуживание нефтегазопроводов, оказание помощи рыбинспекции, лесного патруля, выполнение санитарных полетов. Низкий развитие авиатранспорта в Полтавской области обусловлен высокими тарифами на перевозку пассажиров и грузов, устарелостью самолетов и высокой ценой на топливо.
Трубопроводный транспорт области представлен трубопроводами «Союз», Уренгой - Помары - Ужгород, Шебелинка - Полтава - Киев, Елецкая-Курск - Кременчуг - Бендеры, а также: нефтепроводам «Дружба», Кременчуг-Херсон.
Городской транспорт представлен автобусами, троллейбусами, и маршрутными такси в г. Полтава и Кременчуг, а в других городах и ПГТ, действующие преимущественно автобусы и маршрутные такси.
В целом, анализ развития транспорта Полтавской области свидетельствует, что больше развитыми являются железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт.
На территории Полтавской области основными видами связи выступают: почтовый, телеграфный, городской и сельский телефонный, телефонный междугородный (включая международную), проводное вещание, передача и прием телевизионных и радиопрограмм, радиосвязь, компьютерный, мобильный. Доходы предприятий от предоставления услуг связи в фактических ценах постоянно увеличивается (1995 год - 31,1 млн. грн., 2006 год - 534,3 млн. грн.). В структуре доходов ведущее место занимает мобильная связь (250,0 млн. грн. И международная связь 106,8 млн. грн.).
Анализ предоставления услуг предприятиями связи общего пользования свидетельствует, что с 1990 по 2006 год значительно сократилось отправление газет и журналов (с 104,3 млн. до 18,0 млн.), листов (с 61,1 млн. до 10,6 млн.), телеграмм (с 2,3 млн. до 0,1 млн.), посылок (с 1,5 млн. до 0,3 млн.). Вместе с тем, почти в 4 раза увеличились объемы предоставления междугородных телефонных переговоров (включая международные) (с 20 млн. в 1990 году до 82,6 млн. в 2006 году).
Телефонная связь общего пользования Полтавской области функционирует на базе 722 автоматических телефонных станций (2006 г.), из которых 176 действует в городских поселениях, а 546 - в сельских. Действует 438,6 тыс. номеров, из которых 83,8% в городских поселениях. В последние годы наблюдается резкое увеличение количества абонентов мобильной связи (с 0,6 тыс. единиц в 2000 году до 1516,4 тыс. единиц в 2006 году), что в свою очередь привело к уменьшению потребностей в домашних телефонных аппаратах (с 125 тыс. единиц в 1990 году до 52 тыс. единиц в 2006 году.).