После «революции Мэйдзи» 1867-1868 гг правящая элита Японии осуществила модернизацию экономики и общественно-политической жизни страны вроде западных государств, но с опорой на национальную традицию (в то время самым популярным стал лозунг «западная техника - японский дух»).
Широкое заимствование западного научно-технического и производственного опыта позволило в весьма сжатые сроки создать мощный капиталистический индустриальный сектор.
Значительную роль в экономической жизни играло государство, активно вводила рыночные отношения, создавала основу национальной индустрии и багатовартисну инфраструктуру, необходимую для ускоренного промышленного развития страны. Это позволило Японии уже в конце ХIХ века превратиться в капиталистическую страну, динамично развивалась. По объему промышленного производства, который по 1900-1913 гг увеличился на 181%, она перегнала Италию и приблизилась к Франции.
При содействии и под контролем государства происходило формирование объединений монополистического типа. Характерно, что многие японских монополий образовались из старых купеческих и торгово-ростовщических домов, возникшие еще в эпоху феодализма. В начале ХХ века при поддержке правительства состоялась структурная перестройка торгово-финансовых родственных компаний (Мицуи, Мицубиси), которые постепенно трансформировались в крупнейшие концерны.
В 1905-1907 гг в стране завершается промышленная революция, но, по-прежнему важную роль в экономике страны играет мелкая промышленность. Японская буржуазия широко использовала такие формы докапиталистической эксплуатации, как кабальные контракты с рабочими, систему принудительных общежитий, напоминали тюрьмы и т.д.. Нищета и безземелье японского крестьянства обеспечивали приток на предприятия дешевой рабочей силы. Вследствие этого уровень жизни рабочих в Японии был намного ниже, чем в других капиталистических странах, и приближался к уровню жизни в колониях.
Несмотря на то, что японское общество переняло политический опыт Запада, оно сохранило традиционные отношения. Идеологической основой были религия синто, которая имела статус государственной религии, а также культ почитания императора как «живого Бога». Взаимодействие этих и других элементов традиционной японской культуры с политическими институтами, заимствованными на Западе (конституция, парламент и т.д.), предоставила политическому строю Японии уникального характера.
Согласно принятой в 1889 г. конституции культ императора - теократического монарха и носителя высшей власти - сосуществовал с выборными органами власти. Разделения властей фактически не состоялось: исполнительная власть доминировала над законодательной (самодержавный император стоял над всеми и вершил все), а судебная власть подчинялась исполнительной. Таким образом, конституция лишь формально приближали Японию к «цивилизованного мира», а фактически она закрепила нормы традиционного общества, только перевела их современной юридическим языком.
Система формирования правящей элиты была кланово-олигархической. Значительное влияние имели военные, часто занимавшие высшие правительственные должности. С 27 премьер-министров, находившихся у власти с 1900 до августа 1945 г., 14 были генералами или адмиралами. Политические партии, возникшие на рубеже ХIХ-ХХ веков, в то время еще не играли значительной роли в общественной жизни.