Типология религий. Религиозная картина мира - основа цивилизационных различий Запада и Востока. Циклы в истории религии. Причины религиозного ренессанса в конце XX - начале XXI в. Основные тенденции, имеющие место в религиозной жизни сейчас.
Наиболее влиятельные религии мира - христианство (католицизм, протестантизм, православие), ислам, буддизм, индуизм, конфуцианство, - и их влияние на сложение и функционирования структур современности. Причины популярности "новых религий". Феномен "бедной религии".
Может возникнуть вопрос: почему рассмотрение истории современного мира начинается не с экономики и политики, а из духовных сфер? Встречные вопросы, которые сами наведут на ответ: разница между экономикой и политикой стран Запада и Востока? Есть ли разница между экономикой и политикой США и любой из латиноамериканских стран? Чем это обусловлено? В основе внешних проявлений в любой сфере деятельности людей лежит внутренний духовный стержень, который и определяет различия. В общей динамике социоисторичних процессов важную роль играют четыре основные духовные сферы: религия, наука в широком смысле слова, частично охватывает и технологию; образование искусство. В них содержатся важнейшие человеческие ресурсы развития на всех уровнях - от внутренне личного к регионального и глобального. Мировоззрение, в свою очередь, во многом зависит от доминирующей ментальности. Типология доминирующей ментальности задает социальные формы общества. Среди факторов, определяющих ту или иную ментальность, ведущую роль играла и продолжает играть религия. Религия - это сфера духовной жизни индивида и общества, в основе которой лежит специфическое отражение действительности, основывается на вере в существование Бога (богов), сверхъестественного.
Невозможно понять историю человечества вне истории религий. Так или иначе уже в наше время подавляющее большинство жителей Земли оказываются связанными с религией. По некоторым оценкам, это большинство составляет 90%. Антропологи утверждают, что им не известны безрелигиозного народы. Существуют различные типологии религий. Можно выделить следующие:
- Политеистические, есть такие, которые поклоняются многим богам (например, индуизм, синтоизм и другие), и монотеистические, что отмечая, единого Бога (иудаизм, христианство, ислам и др..)
- Религии национальные (иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм и др..) И миру (христианство, ислам, буддизм);
- Религии с Богом (христианство, ислам, иудаизм и др..) И без Бога (конфуцианство, даосизм и др..)
- Традиционные (христианство, ислам, буддизм, иудаизм, даосизм, конфуцианство и др..) И нетрадиционные "новые" религии ("Движение Муна", "Сайентология", "Церковь Бога", "Новая эра", "Аум Синрике" и многие других, - в настоящее время насчитывается несколько тысяч нетрадиционных религий).
Глубокий анализ истории человечества свидетельствует о чрезвычайно важное влияние религий на специфику той или иной цивилизации. Все культурно-исторические общности (цивилизации), существовавшие и существующие, условно можно разделить на цивилизации западной и незападной (восточной) ветвей. Буквально все цивилизационные различия вытекают из различного понимания соотношения между Богом, миром и человеком, проявляющаяся в различиях между религиозными "картинами мира".
В восточных религиях Бог, Мир и Человек - это по сути одно и то же. Мир является божественным, упорядоченной через божественный Мировой Закон, который не зависит ни от людей, ни от божеств. Но этот закон определяет происхождение, содержание и порядок вещей в мире, место каждого человека, судьбу всего мира и судьбу каждого индивида. Каждый человек - это лишь структурная частица такого мира. Она как бы "встроена" в неизменную систему, и ее назначение - быть именно его частичкой. Всю ее жизнь сводится к выполнению "функции" - обязанности, вытекающий из ее места в определенной мироздании: обязанности по Мирового Закона, других элементов мира, других людей. Выполнения такой обязанности требует соблюдения многочисленных норм и правил поведения буквально на каждом шагу. Так например, и сейчас мусульманин знает, какой именно рукой мыть ту или иную часть тела, японский бизнесмен дзенбуддист на переговорах не скажет конкретно "да" или "нет", а рожденный "нетронутым" индиец не может жениться на представительнице высшей касте. Главное: человек включается в жестко упорядоченную структуру божественного мира и не может изменить своего места в этой структуре.
В западных религиях Бог, Мир и Человек - это разные инстанции. Мир создан Богом-творцом, зависит от него, может быть Богом уничтожен. Но сам мир не имеет внутреннего божественного содержания. То есть мир не божественным. Человек был создан Богом из праха земного: ее физическая природа такая же, как и у остального мира. Но он создан по образу и подобию Божьему и имеет от Бога бессмертную душу. Получается, что человек хоть и не равен Богу, потому что есть только его творением, но имеет несколько близкое к нему. Это значит, что человек стоит над миром, но под Богом и поэтому не включается в какую-то божественную структуру. Бог назначил его властвовать над миром, но человек в надежде на свое вечное спасение зависит от Бога и полагается на него. В христианстве ради спасения человеку не устанавливается много норм и правил поведения, потому что человек для этого должен САМА уподобатися сын Господа в своих мыслях и действиях. Из этого следует то обстоятельство, что только в западных, христианских цивилизациях человек в своей общественной жизни (экономической, политической, социальной) выступает относительно самостоятельной, свободной, т.е. ЛИЧНОСТЬЮ. Последствия - коренное отличие в иерархии ценностей Запада и Востока. На Западе - признание приоритета интересов и потребностей индивида, на Востоке - сообщества. Из этого следует возможность или невозможность признания и принятия ценности свободы, демократии, частной собственности и т..
Влияние религий на историческое развитие обусловлено также различиями в способах отношения к миру, которые формируют установки, определяющие направление жизнедеятельности, вектор социального действия. Внутренняя логика верований Востока не предусматривает "превосходства" над миром. Поэтому одни религии ориентируют на приспособление к миру, как это наблюдается в китайских конфуцианстве и даосизме, вторые - на бегство от него (в индийских индуизме и буддизме) третьи - на владение миром. Они представлены иудаизмом и христианством. Эти религии возникли на Ближнем Востоке, однако преимущественного развития получили на Западе - в Европе и Америке.
В истории религии можно условно выделить три Увеличенное циклы и начало перехода к четвертому (с конца XX в.). Если исходить из европоцентрическая принципов, то первый цикл охватывает период раннего средневековья. Главным в этот период было становление мировых религий, стремление церкви охватить, подчинить себе духовный мир и все стороны деятельности человека. В Европе это был период стремительного распространения и утверждения христианства. На Востоке, начиная с VII в., Быстро распространялся ислам. На этот период приходится распространения буддизма (хотя он возник в Индии в VI - V вв. До н. Э, сначала у него не было много последователей). В средневековом обществе устанавливается господство религии и религиозной морали. Это было обусловлено потребностью в наведении большей упорядоченности в человеческих отношениях. Религиозная мораль вобрала ряд общечеловеческих норм, которые были произведены в предыдущие времена (запрет убийства, кровосмешение, покушений на собственность и т.д.). С одной стороны, в пределах господства той или иной религии создавался весьма действенный механизм поддержки единого морального пространства, независимо от этнических различий и государственных границ. С другой стороны, религиозная мораль отрицала человеческие радости, проповедовала аскетизм, рабскую покорность. Часто имели место двойная мораль для священнослужителей, гонения на адептов других верований, решения религиозных войн и т.д.. Как идеологическая основа мировые религии сыграли важную роль в становлении государственности и формировании сильных государств - Византийской империи, империи Карла Великого, Священной Римской империи, Киевской Руси, Арабского халифата. Под влиянием религии находились культура в целом, наука и образование в частности. С одной стороны, она способствовала их развития, с другой - царил жесткий идеологический диктат.
Второй цикл был обусловлен прежде всего несовместимостью всевластия религиозных догматов и гуманистических начал эпохи Возрождения. Его отсчет ведется с Реформации, чей начало связан с выступлением в 1517 доктора богословия Мартина Лютера. Главными последствиями этого движения были слом диктатуры католической церкви, возникновение новых христианских вероисповеданий, церквей, независимых от Рима. Усилились факторы, способствовавшие укреплению светской власти и развитию национальных государств, выработке новых подходов к проблемам политики и права, которые со временем обусловили развитие буржуазно-демократических свобод. Новые направления религии и церкви были приспособлены к условиям буржуазного общества и оказали значительное влияние на его экономическую жизнь. Католическая церковь ответила Контрреформацией (середина XVI - XVII вв.) С ее религиозными войнами, инквизицией, орденом иезуитов, жесткой цензурой, борьбой с еретиками. Борьба религиозных течений имела место и в православной церкви, в исламе, буддизме.
Третий цикл занимает период с XVIII до последней трети XX в. Главной тенденцией является постепенная потеря мировыми религиями господство в сфере духовной жизни, в политике и экономике. Со времен Просвещения место религии как стержня духовной жизни общества (прежде всего на Западе, позднее в некоторых странах Востока) постепенно занимает идея научного прогресса, построения общества на рациональных началах в соответствии с потребностями ума, в той или иной доктриной. Несколько буржуазных и не буржуазных идеологий (некоторые из последних, например марксизм - ленинизм или маоизм объявлялись "единственно верной наукой") оказывают значительное влияние на политическое, экономическое, социальное, духовное жизнь отдельных государств и их объединений. В настоящее время усиливается тенденция секуляризации1, начавшаяся в Европе еще в эпоху Возрождения и продолжилась в более поздние времена. Секуляризация - это широкомасштабный процесс ослабления, вытеснение, ограничение влияния религиозных институтов, замены религиозной системы ценностей светской. Результатом влияния процессов секуляризации можно было бы считать общее ослабление религиозности в мире, особенно в XX в. Однако, начиная с его последней трети, ситуация в религиозной жизни человечества приобретает другой вид.