• В отличие от реалистов, озабоченных тем, что сказать, для романистов главным было как сказать, для них красота не была вспомогательным фоном в изображении действительности, а самой действительностью
, смыслом жизни и творчества;
• Условность в произведениях, отход от подражания с фотографической точностью повседневной действительности;
• Отрицание того, что духовная жизнь человека обусловлено его материальными условиями жизни;
• Попытки проникнуть сквозь материальное в духовную сущность мира, в первую очередь человека;
• Сосредоточенность на неповторимом «Я» литературного героя, автора произведения, читателя;
• Неприемлемый для реализма психологизм, погружение в подсознание человеческой психики. В центре внимания модернистов не внешние воздействия на человека, а сама личность человека, его внутренний мир, переживания и т.п.;
• Использование символов как средства познания и воссоздания мира;
• Лиризм, внимание к чувствам, эмоциям;
• Культ силы воли, борьбы, «сверхчеловека» и одновременно - нетерпимость к другим литературных стилей, скандальные выходки, шокирующие высказывания и поступки;
• Убежденность в том, что человек способен перестроить мир, пропаганды собственных рецептов такой перестройки