Через некоторое время после начала оккупации в Киеве, Харькове, Днепропетровске, Львове, Станиславе и других городах были открыты украинские драматические театры, которые ставили национальную классическое наследие, преимущественно исторического и бытового содержания.
Но большинство известных актеров вместе с театрами эвакуировалась в советский тыл. Находясь в эвакуации, театры Украины поддерживали тесные связи с фронтом. Наиболее активно действовали Киевский театр оперы и балета им. Т. Г. Шевченко, Полтавский театр им. Н.В.Гоголя, объединенные Днепропетровский и Одесский театры оперы и балета. Всего театры и концертные коллективы Украины отправили на фронт более 100 бригад. К ним, в частности, входили такие выдающиеся деятели украинской культуры, как 3. Гайдай, И. Паторжинский, П. Вирского и другие.
Во время войны в советском тылу продолжали работать эвакуированы киностудии Украины. Сталинский режим с особым рвением эксплуатировал кино как один из самых эффективных средств идеологической обработки населения. Киевская и Одесское киностудии, находясь в Средней Азии, создали несколько пропагандистских фильмов, в том числе «Александр Пархоменко», «Как закалялась сталь», «Партизаны в степях Украины».
В эти суровые годы продолжал работать выдающийся кинохудожник XX века - А. Довженко. Летом 1943 г. он завершил киноповесть «Украина в огне», которая утверждала безграничную веру в народ Украины, который через страдания, кровавые битвы и огромные потери возрождался к новой жизни. Но это произведение, несмотря на высокий художественный уровень, был подвергнут жестокой критике. Сталин и чиновники от культуры не могли простить А. Довженко его чрезвычайно яркий, национально окрашенный талант. В январе 1944 г. вопрос о киноповесть рассматривался на заседании Политбюро ЦК ВКП (б). С обвинением выступил Сталин. «Меня привезли в Кремль ... изрублены на куски и кровавые части моей души разбросаны на позор и поругание », - вспоминал позже об этом в своем« Дневнике »кинодраматург.
Отношение к творчеству Довженко ярко отражало антинациональную суть политики сталинского режима по культуре, его страх перед пробуждением самосознания украинского народа.