Еще в VI в. Аравийский полуостров ассоциировался с "окраиной мира". На большей части "каменистой Аравии" кочевали племена арабов-бедуинов, которые жили в палатках и пили верблюжье молоко. Только на юге и западе существовали небольшие протогосударства: Йемен, Мекка, Ятриб (Медина).
В начале VU ст. в жилые арабов-кочевников произошли значительные изменения. Выделилась племенная знать, активно начала развиваться торговля, сформировалась единая язык и письменность. Дальнейшая история арабов связано с именем Мухаммеда - основателя новой религии - ислама (с араб, "ислам" - "покорность Богу"), или мусульманство (от араб, "муслим" - правоверный). Имя Мухаммеда стало в один рад с именами Будды, Моисея и Христа. Пророк ислама Мухаммед (570-632) совершенно реальная и конкретная историческая личность Ислам оказалось последней по времени возникновения мировой религией. Оно сразу же было подвешенное к потребностям молодого государства. Мухаммед провозгласил необходимость установления культа единого бога - Аллаха - и нового общественного порядка. Главой государства должен был стать пророк - "посланник Аллаха на Земле".
Недовольство племенной верхушки заставило Мухаммеда в 622 г. бежать из Мекки (где он начал публично проповедовать божественные истины, свод которых он назвал Кораном ("знанием"), и где было завершено организационное оформление мусульманской общины, стала не только религиозной, но и надплеминною организацией, зародышем государства, которая образовалась) к Ятриб. Вокруг Ятриб на идейной основе Корана стали объединяться разрозненные соседние племена, многие из которых были покорены силой. В 630 г. м су льманы заняли Мекку. Ятриб остался столицей объединенного государства, получив название "Город пророка"-Медина-таль-Наби (или просто Медина). В том же году Мухаммеду подчинились кочевники внутренних регионов Аравии и город Таиф. После смерти Мухаммеда мединская знать выбрала "заместителя" пророка-Халифа. Им стал купец Абу-Бакр, тесть и друг Мухаммада. Поэтому каждый правитель арабов объявлял себя халифом.
По второго халифа, Омара (634-644), отряды бедуинов, вдохновленные идеей священной войны (джихада), завоевали Сирию, Иордан Месопотамию (арабском Ирак), Палестину, Египет и Иран. К концу VII в. арабы покорили Армению, Азербайджан, Кабул, часть Северной Африки. В начале VIII в. полностью были захвачены африканские владения Византии к западу от Египта, получили арабское название Магриб-"запад" (современные Ливия, Тунис, Алжир и Марокко), часть Испании, в Средней Азии-Хорезм, Бухару, Самарканд, долину Инда. К середине VHI ст. владения Арабского Халифата простирались от Атлантического океана до гор Памира и Гиндукуша, от Сахары до Приаралья и Дербента в Дагестане. Это было государство, протянувшейся одновременно в Азии, Африке и Европе. Но период завоевательных победных походов не мог продолжаться бесконечно.
Достигнув высокой степени политической централизации и развития производственных сил, Арабский Халифат в начале IX в. вступает в период политического распада, причинами которого были: разный уровень экономического развития стран, его образовывали; слабость экономических связей между отдельными областями Халифата, отличавшиеся друг от друга этническим составом населения, физико-географическими условиями, историко-культурными традициями; народно -освободительные, антифеодальные восстания, расшатывали экономическую, военную и финансовую мощь государства; концентрация земельной собственности в руках военачальников и местной феодальной знати, уменьшение роли общины как налоговой единицы, борьба внутри класса феодалов. Поэтому в первой половине X в. единого Халифата уже не было, однако на обширной территории, где когда-то правили халифы, на века утвердился ислам. Из числа стран Халифата его приняли только Армения и Грузия, где уже существовали древние христианские традиции. Так возникло понятие "арабский мир".