Ядром будущей российского государства стало Московское княжество, которое еще в XII в. выделяется из Владимиро-Суздальского. Вокруг Москвы, первое летописное упоминание о котором датируется 1147 p., В конце XIII в. начинается и в
конце XV - начале XVI веков заканчивается процесс объединения земель. При централизации происходит преобразование всей политической системы. На месте большого количества самостоятельных княжеств образуется единое государство. Меняется вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя; формируется сложная иерархия феодальных чинов. Великий князь стал называть себя царем (по аналогии с ордынским ханом и византийским императором, "государем всея Руси") и имел широкие права в области управления, законодательства и суда. Но власть Великого князя ни была абсолютной, поскольку он не мог управлять государством без Боярской думы. Члены Думы "жаловались" князем из среды княжеско-боярской аристократии. Кроме этого, князю приходилось учитывать систему наместничества. Феодальные съезды хотя и собирались, но уже не играли важной роли.
В этот период еще продолжала действовать дворцово-вотчинные система управления, в которой основное место отводилось княжеском двора и дворцовым ведомствам ("путям"). Существовали конюший, сокольний и другие "пути" под руководством "путнга" бояр, в ведении которых находились деревни, земли и угодья, приписанные к определенной отрасли. С централизацией государства компетенция дворцово-вотчинной системы возросла: в подчинении "путевой" бояр находились многочисленные штаты дьяков, приказчик, ключников и др.. Княжеский (большой) дворец теперь стал центральным ведомством, которому подчинялись "путевые". Для управления присоединенными землями с конца XV в. начали создаваться "областные" дворцы - Рязанский, Новгородский и др.. Изменение характера великокняжеской власти, необходимость управлять больше, чем раньше, территориями государства требовали создания специального аппарата. Так, с конца XV в. начинают возникать приказы - постоянные учреждения, полномочия которых распространялись на территорию всего государства. Они имели специальные помещения, штаты чиновников, делопроизводство, архивы и т.д.. Одними из первых возникают приказы Большого Дворца и Казенный. Позже появляются Разрядный (управление военной службой). Посольский (дипломатическая служба). Разбойное (карательный орган) приказы и др.. В начале XVI в. их было уже около десяти. Впоследствии система приказов охватывает все отрасли государственного управления.
К концу XV в. сохраняется система кормления, введенная еще в период Киевской Руси. Но с централизацией государства положение тех, кто кормився, существенно меняется, их права значительно расширялись (теперь им было подсудно все население), была предпринята попытка реорганизовать систему кормления с более четким определением их обязанностей и вводится контроль за ними. Конце AT ст. система кормления была ограничена выборной администрацией.
В начале XV в. возникают губные и земские "избы"-выборные органы, которые выполняли полицейско-судебные функции и финансовую службу. Города были изъяты из ведения удельных князей и перешли под власть Великого князя. Там были назначены городские приказчик, которые собирали налоги, выполняли полицейские функции и были чем-то вроде военных комендантов, возглавляли вооруженные силы города.
Прежнему специальных судебных учреждений не существовало. Суд не был отделен от администрации. Существовала также вотчинные юстиция и церковный суд. Однако уже определяются судебные инстанции центральные органы начали рассматривать жалобы на решения местных судов.
Вооруженные силы на конец XV - начало XVI веков были существенно реорганизованы. Формировалось дворянское поместное ополчение. Дворянские полки, служившие преимущественно в коннице, становятся надежной опорой великокняжеской власти. В случае необходимости могло созываться народное ополчение. Важные изменения происходят в системе финансов. С дворцовой казны выделяется государственная казна, которой ведал Казенный приказ. Прибыли из дворцовых земель сосредоточены в дворцовой казны. В государственную казну поступали общегосударственные налоги, количество которых постепенно увеличивалось. Отменяется финансовый иммунитет старой феодальной знати и вводится общий налог - с сохи. Важное значение имела и денежная реформа, проведенная в начале XVI в., Согласно которой за о ваджу лась единая денежная система, а право чеканить монету принадлежало только Великому князю.