Доходы государственного бюджета - это экономические отношения государства с предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие между государством и другими субъектами хозяйствования по поводу распределения фонда его (государства) денежных средств и его использование на нужды общества.
Целостность бюджетной системы - совокупность всех бюджетов государства в их взаимосвязи - обеспечивается тщательным согласованием доходов и расходов правительства, закрепленных в юридических нормах. Эта система зависит от государственного устройства страны (унитарное или федеративное государство), ее экономической, политической и других подсистем и состоит из двух или трех звеньев.
Так, бюджетная система унитарных, то есть единственных государств состоит всего из двух звеньев - государственного и местного бюджетов. После провозглашения государственной независимости Украины ее бюджетная система стала смешанной. Наличие автономной Республики Крым, правительство которой составляет и утверждает бюджет через собственные избирательные органы, делает бюджетную систему Украины частично трехступенчатой. Все другие звенья бюджетной системы двухступенчатые.
Сущность государственного бюджета более глубинно раскрывается через его функции: распределительную и контрольную.
Распределительная функция финансов заключается в обеспечении концентрации денежных средств в руках государства и их дальнейшем использовании с целью удовлетворения общегосударственных потребностей и выполнения ею соответствующих функций.
Контрольная функция финансов заключается в том, что государственный бюджет объективно через формирование и использование фонда денежных средств государства отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. То есть, данная функция проявляется в ходе реализации системы контролирующих мер по процессами формирования и использования денежных средств государства.
Представляется несомненным, что нормальное состояние государственного бюджета - это равенство доходов и расходов. Однако, как не парадоксально это не так. Объясняется этот факт, главным образом, тем, что государственный бюджет вынужден отражать циклическое движение экономики.
Так, государственный бюджет целесообразно балансировать с положительным сальдо (итал. saldo - расчет) при подъеме и отрицательным сальдо - при падении производства. Между тем типичным является бюджет с отрицательным сальдо - это обусловлено, прежде всего, усилением роли государства в различных сферах общественной жизни, увеличением численности государственных служащих, умножением затрат на военно-промышленный комплекс (ВПК) и т.д.