Помимо равенства (2) в лекции 26 приведено еще одно выражение для предельной выручки:
MR(Q) = PD(Q)1 - h) (3)
где h — коэффициент эластичности спроса по цене. В общем случае эластичность спроса — переменная величина, она может изменяться от точки к точке.
Допустим однако, что спрос на некоторый товар обладает постоянной эластичностью во всем диапазоне изменений объемов и цен. В этом случае, как показывает равенство (3), при любом объеме предельная выручка отличается от цены спроса постоянным множителем (1 - 1/h). Но этот множитель положителен лишь при высокой эластичности. При h = 1, а это имеет место, если PD(Q) = а/Q, предельная выручка тождественно равна нулю. Такой вывод согласуется с тем, что в нашем случае общая выручка TR = а — постоянная величина. Наконец, при низкой эластичности (h < 1) предельная выручка отрицательна для любых значений объема выпуска.
Если фирма-монополист встретится со спросом, имеющим единичную или низкую эластичность, то условие максимума прибыли не выполняется ни при каком объеме продукта: так как МС > 0, неравенство MR < МС будет выполняться при любых объемах, и чем меньше Q, тем больше окажется прибыль фирмы (хотя при Q = 0 фирма не только не получит прибыли, но будет нести убытки в размере постоянных затрат!).
Парадоксальность ситуации связана с тем, что здесь использовано предположение о низкой эластичности спроса при сколь угодно высоких ценах. Но доход потребителя ограничен. Обозначая через q объем индивидуального спроса, через у — доход, мы можем утверждать, что индивидуальный спрос удовлетворяет неравенству Pq ? у. Сложив доходы всех потребителей, мы получим аналогичное неравенство, которому должен удовлетворять рыночный спрос:
PQ ? Y.
Здесь Q — объем рыночного спроса; Y — сумма доходов потребителей. Таким образом, кривая спроса должна располагаться ниже гиперболы Р = Y/Q.
Однако если эластичность спроса постоянна и h < 1, то неравенство pap-h < Y при больших Р будет нарушено, каковы бы ни были постоянные а и Y. Следовательно, если цена превышает некоторый уровень, то спрос не может быть низкоэластичным. Отметим также, что если h > 1, то неравенство PaP-h < Y, будет нарушаться при значениях Р, близких к нулю, так что в этом диапазоне спрос не может быть высокоэластичным.
Можно высказать и более сильное утверждение. Так как фундаментальных потребностей у человека не так уж много, любой товар имеет какие-то заменители, пусть и не очень близкие. И если цена данного товара чрезмерно велика, потребитель от него откажется. Поэтому вполне реалистичным представляется допущение о существовании максимальной цены Р* = PD(0), так что h ® при Q 0. Как показывает равенство (2), при этом MR(0) = PD(0).