Управленческая диагностика - это исследовательская деятельность, направленная на установление, анализ и оценку проблем повышения эффективности и развития системы менеджмента предприятия, а также выявление основных направлений их преодоления.
Управленческая диагностика на сегодня достаточно содержательно наполненной. Это прежде всего изучение содержания и характера влияния определенных факторов на эффективность функционирования социально-экономической системы, а также оценка организации управления, исследования связей между всеми элементами предприятия и возможных последствий этих связей.
В ходе исследования организации управления предусматривается проведение диагностики целевого блока, структурно-функционального блока, информационно-технологического блока, организационно-по-поведенческими блока субъектов управления.
Целевой блок охватывает миссию и более мелкие цели компании. Определение целей вообще-то одна из главных задач управления. Генеральная цель предприятия, ради которой оно создано и существует, в рыночной экономике называется миссией. Миссия детализирует статус и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Миссия фирмы отражает интересы владельцев фирмы, ее сотрудников, клиентуры, деловых партнеров и т.д.. Управленческая ценность формулировки миссии заключается в определении долгосрочной ориентации предприятия и основных решений относительно будущего развития. Миссия может быть обоснована и определена лишь при условии четкого представления о продукции или услуги, которые могут найти сбыт на конкретном сегменте рынка, об организационно-технологические возможности изготовления конкурентоспособного продукта, о существовании общественной фирмы, наряду с идеей самоопределения и формирования положительного имиджа является основой философии существования предприятия в современных условиях. Миссия, сформулированная на таких принципах, играет роль силы, объединяющей усилия работников, позволяет сочетать разные цели и интересы различных групп людей (например акционеров, менеджеров, работников всех звеньев, профсоюзов), определить общий диапазон обязанностей исполнителей, участвуют в деятельности предприятия и умные предпосылки распределения ресурсов с учетом системных и локальных приоритетов, а также оценить влияние отдельных факторов и элементов внешней и внутренней среды под единым "углом зрения" (способствуют они или нет выполнению миссии), то есть составить общую "панораму бизнеса ".
Жизненный цикл миссии, как правило, ограничен во времени: на повестке дня стоят все новые и новые задачи. Тогда выбрана миссия перестает отвечать требованиям компании.
Хорошо обоснована, правильно сформулированная миссия имеет реальную ценность для деятельности фирмы, поскольку:
- Формирует взгляды высшего руководства по долгосрочным
- Планов фирмы;
- Снижает риск недальновидного управления и принятия необоснованных решений; выражает цели фирмы и служит работникам стимулом для добросовестного выполнения работ;
- Помогает менеджерам среднего звена сформулировать задачи, цели и стремления отделов, совместить основную политику отделов с политикой и направлением развития всей компании; облегчает подготовку фирмы к будущему.
Поэтому управленческая диагностика начинается именно с выявления миссии и целей фирмы.
Все цели устанавливают на основе миссии, преимуществ высшего руководства, позиций, которые предприятие должно во внешней среде, и других факторов, отражающих желаемое состояние фирмы, которых надо достичь благодаря использованию ее производственного потенциала. Формирование целей - сложный и трудоемкий процесс, в котором сочетаются знания и опыт лиц, ответственных за формулирование целей, а также учета объективных факторов, влияющих на ситуацию в среде, на состояние производственного потенциала предприятия и т.п.. Правильно сформулированные цели должны соответствовать следующим требованиям: реальность, конкретность, достижимость, требовательность, ориентация на высокий результат, научная обоснованность, согласованность, измеримость, однозначность для восприятия, ясность, гибкость.
Диагностика структурно-функционального блока предусматривает проведение диагностического анализа систем управления. Это дает возможность определить, насколько руководство способно осуществлять изменения и эффективно решать проблемы развития фирмы. Объектом диагностики может быть организационная структура управления, функциональная структура управления как предприятия в целом, так и подсистем управления.
Организационно-поведенческий блок предусматривает диагностику управления персоналом и организации корпоративной культуры. Поскольку процесс управления определяется взаимосвязями аппарата управления информации и техникой управления, выделяют информационно-технологический блок, охватывающий информационное, техническое и программное обеспечение. Диагностику этих составляющих системы управления рассмотрено ниже.
Диагностический анализ охватывает четыре этапа:
определение концептуальной основы диагностики;
- Выявление фактов или сбор данных;
- Анализ данных;
- Составление отчета и выводов.
Управленческая диагностика использует следующие методы:
- Собственные наблюдения;
- Опрос исполнителей;
- Изучение документов;
- Анкетирование;
- Проведение фотографий рабочего дня.