Слово "символ" имеет греческое происхождение (от symbolon) и переводится на украинский как "знак,
Опознавательная примета". Как известно, символ является основой образа; это и было положено в основу целого направления в европейской и отечественной мысли 1870-1910 pp., известного как символизм. Единственно возможным путем познания, осмысления внешнего мира культуры является постижение ее символического формообразования. Оригинальную концепцию философии культуры символических форм предложил представитель Марбургском школы неокантианства Кассирер (1874-1945), изложив ее в базовой трехтомной работе "Философия символических форм" (1923-1929), которая вышла в Берлине. По Кассирером, человеческое сознание определяется целостностью восприятия мира, в познавательной основе которого заложены символы. В отличие от животного, человек обладает уникальной способностью к символической репрезентации категорий освоенного мира. Миф, язык, искусство, религия, наука в этом контексте выступают символическими формами и составляющими единого мира культуры, способной постоянно творить все новые языковые, художественные символы. Поэтому задачей философии и науки должно стать попытка "разложить символический язык на ее элементы для того, чтобы сделать ее понятной", а культуры - научить "объяснять символы, чтобы разгадать смысл, который в них содержится, для того, чтобы открыть жизни, из которого они первично возникли "1.
В основном символ возникает стихийно в процессе творческого освоения человеком мира, но является независимым непосредственно от человеческой воли. Символом может быть какая-то вещь (корона - символ монаршей власти, государственный флаг - символ государственной власти, олицетворяет ее независимость), изображения животных, растений (например, символика цветов, по которой лилия - символ духовной чистоты, пион - благополучие и т.д.). Символика цвета также свой "язык", своеобразный код: золотой - вечность, зеленый - жизнь, синий - тайна, красный - жертвенность, голубой - чистота и т.д.). Интерпретация символов основывается на знании их кодов. Довольно интересные размышления по этой теме можем найти в наследии О.П.Флоренського, О.Ф.Лосева. Однако по определению и сущности символа у исследователей нет единого мнения. Е.Кассирер символом признает знак, с помощью которого воспринимается миф, искусство, наука. П.Рикьор символом называет "всякую структуру значения, где один смысл, - прямой, первичный, буквальный, означает одновременно и другой смысл, косвенный, вторичный, инакомовний, который может быть понят только через первый" 2.
0.Ф.Лосев предлагает признать символ вещи как "принцип ии конструирования, или как произведу сительное ги модель" 3. Описательная картина символа включает девять пунктов:
1. Символ вещи есть ее моделепороджувальним смыслом.
2. Символ вещи есть ее обобщением, который включает в себя всесимволизуюче.
3. Символ вещи есть ее смислопороджувальним законом, не затрагивает эмпирической конкретности.
4. Символ вещи есть ее закономерной упорядоченностью, ее порождающих моделью.
5. Символ вещи есть ее внутренне внешним выражением, оформленным в соответствии с общим принципом ее конструирования.
6. Символ вещи есть ее структурой, включающей конкретику потенциальных проявлений.
7. Символ вещи есть ее знаком, абстрактно предоставленной идейной образностью.
8. Символ вещи есть ее знаком, объединяет их общим конструктивным принципом, превращая в единую разрешение целостность, направленную соответствующим образом.
9. Символ вещи есть тождество обозначенные вещи и означувальнои ее идейной образности как целостность и ее предел.
Таким образом, тождество идеи и материи несет в себе символику форм бытия. При такой позиции социокультурное бытие в его историческом развитии понимается как символическое (близкое к определению П.Сорокина). Однако, в отличие от П.Со Сорокин, для Лосева константой соответствующей формы культуры является не ценность, а мифологическая система, которая и определяет ценностные рамки (с соответствующей иерархией ценностей) соответствующей культуре. При чем здесь миф? Дело в том, что человеческая деятельность проявляет себя через самоутверждение личности сразу в двух параметрах - во времени социокультурного бытия и в вечности (вневременной реальности). Символической единством первого и второго, индивидуализируемая в бытии, и миф, а точнее, "относительная мифология" как индивидуализированная форма. Типологизация социокультурных практик (относительных мифологий) и выявления закономерностей мифологического бытия составляет цель философии истории. Движущими силами истории признают силы мифологические. Культурное и социально-историческое бытие проявляет напор этой силы. Поэтому философия культуры и ее история имеет целью выявления закономерностей символического бытия и его типологизацию, то есть осмысление исторических моделей культуры.