До нас дошло 34 пьесы комедиографа, не считая потерянных, написанных в годы путешествия, фарсов и нескольких одноактных комедий, авторство которых не установлено.
Мольер - замечательный мастер комедии, в создании которой он опирался как на литературные, так и на народные традиции. Еще в юности писатель увлекался античной литературой, особенно комедиями Плавта и Теренция, в которых учился способам обобщения характеров и выразительности комических конфликтов, приемам построения композиции комедии и образной системы. Хотя М. и придерживался жанровой иерархии и большинства принципов классицизма, в его комедиях затрагивались проблемы реальной жизни и действовали современные ему герои.
Драматург предпочитал изображению какой-то одной ведущей черты в характерах персонажей (жадность, лицемерие, тщеславие и т.д.). Как и все классицистические образы, герои Мольера - носители определенной идеи, недостатки или страсти.
"Тартюф"
"Тартюф" - не только известная, но и наиболее многострадальная пьеса великого французского комедиографа: она трижды перерабатывалась по цензурным требованиям, пять раз находилась под запретом, что в конце концов подорвало здоровье Мольера и ускорило его смерть.
Сам автор прекрасно понимал убийственную силу своего любимого произведения. Не зря, готовя комедию к изданию, он написал огромное предисловие, расставив все точки над "и".
Об этом комедию много говорили, долгое время она страдала от нападений, однако люди, высмеяны в ней, доказали на деле, что во Франции они имеют большую власть, чем те, кого Мольер высмеивал ранее - "... если же назначение комедии состоит из показа человеческих пороков, то почему же должны некоторые из них обходить. Недостатки, уличенные в моей пьесе, по своим последствиям опасные для государства, а театр, как мы убедились, имеет огромные возможности для исправления поведения ".
Тартюф - лицемер, вошедший в доверие к Оргона, присвоил себе его дом и состояние, однако был уличен и арестован по королевскому приказу. Его имя, очевидно, взят Мольером из арсенала итальянской комедии масок, где появляется персонаж Тартуфо (упоминание о нем впервые зафиксирована во Франции в 1609 году). Имела место и ассоциация с старофранцузского truffe - обман. В подзаголовке и перечне действующих лиц этому персонажу подана довольно короткая, но очень емкая характеристика: "l'imposteur" (лжец, самозванец), "faux devot" (святоша, ханжа). Тартюф - страшный лицемер. Под прикрытием религии он представлял из себя святого, однако ни во что не верил и тайно обустраивал свои темные дела. А. С. Пушкин писал о Тартюфа: "У Мольера лицемером волочится за женой своего благодетеля, лицемером; принимает имение под сохранение, лицемером; спрашивает стакан воды, лицемером".
Лицемерие для Тартюфа не просто доминирующая черта характера, она и сам характер. В классицистов, как известно, характер-это отличное свойство, генеральная качество, специфика того или иного человеческого типа. Он мог быть в крайних проявлений, неправдоподобно заостренным, потому что такое обострение Его искажало, а наоборот, характерно. Этим характер отличался от нравов - характерных черт, каждую из которых невозможно обострять к противопоставлению другим, чтобы не исказить картины в общей картине нравов.
Характер Тартюфа течение произведения не менялся. Однако он раскрывался постепенно. Композиция комедии очень своеобразна и неожиданна: главный герой Тартюф появился только в III действия. Мольер в предисловии к комедии таким образом объяснял: "... Я работал над ней со всей осмотрительностью, которой требовала щекотливость предмета, и ... Все" мое искусство, и все мои старания я приложили к тому, Чтобы отличить образ лицемера от образа истинно верующего. Поэтому я целых два акта употребил на то, Чтобы подготовить появление моего негодяя ".