Шотландский поэт XVIII в. Роберт Берне был по происхождению бедным крестьянином. Родился недалеко от городка Эйр в поселке Аллоуэй 25 января 1759 в многодетной семье. Всю жизнь прожил в нужде. тяжело работал, поэтому особенно понимал и сочувствовал таким же, как он, беднякам.
Уже с 12 лет Робину, как его называли в семье, пришлось работать как взрослому. Приобрести знания помог Бернсу сельский учитель Джон Мэр док. который заметил способности юноши. Однако, кроме этого, будущий пост сам много читал, занимался и в дальнейшем не уступал в своих знаниях образованным столичным литераторам.
Берне начал писать рано, его первое стихотворение появилось в пятнадцатилетнем возрасте.
В 1777 году семья переехала в небольшой городок Тарболтоне.
После смерти отца в 1784 году Роберт и его брат Гилберт окончательно запутались в долгах. Независимый характер Роберта, его резкие эпиграммы па адрес местных богачей и церковников наделили его сильными врагами.
В 1785 году Роберт знакомится с Армор Джин, дочерью состоятельного шотландского фермера. ей было 17 лет. Имя 26-летнего гуляки-поэта неоднократно звучало в ее доме. Роберт и Джин тайно обручились. Джин забеременела. Когда в семье девушки об этом узнали, ее жизнь превратилась па полное ад. Влюбленных разлучили.
С целью улучшения своего материального статуса Роберт масс намерены ехать до Ямайки. Однако, на эту поездку у него не хватало денег. Надеясь собрать нужную сумму, Берне издает сборник своих произведений. Первый сборник стихов "Стихи, преимущественно шотландским диалектом" была опубликована в 1786 p., А позже она несколько раз переиздавалась с дополнениями.
Блестящий успех сборника поразил самого поэта, отличался исключительной скромностью. Вместо Ямайки пришлось ехать в Эдинбург, куда Бернса пригласили представители местной богемы.
В сентября 1786 года Джин родила двух близнецов-мальчика и девочку, которых назвали Робертом и Джин. Родители "поделили" детей: мальчика забрал отец, а девочка осталась с матерью.
Несмотря на трудолюбие, Берне снова збанкротував. В 1791 году ему пришлось продать ферму и принять предложение занять место акцизного чиновника в городке Дамфрис. Здоровье Бернса было подорвано непосильным трудом: у него развилась тяжелая форма ревматизма.
21 июля 1796 Роберт Бернс скончался в возрасте 37 лет.
Через несколько дней после смерти отца, в день его похорон, родился маленький сын. Джин пережила мужа на 37 лет. ей удалось на пожертвования, собранные В. Скоттом, Шериданом и Дж. Байроном, вырастить и вывести в люди трех из своих сыновей, дав им университетское образование.
Бернса справедливо называют народным поэтом: не только тематика его стихов, но и их поэтическая форма связана с народной традицией. Берне прекрасно знал фольклорную поэзию Шотландии и Англии, собирал, записывал и обрабатывал народные песни.
использовал их традиции в своих произведениях. Отсюда идет то особое сочетание высокого мастерства и простоты, которое отличает поэзию Бернса. В России стихи Бернса приобрели популярность благодаря блестящим переводам С. Я. Маршака. Главные герои стихов Бернса - крестьяне, ремесленники.
Особенно характерной для Бернса является тема "честной бедности", в которой находит отражение оптимизм поэта, его вера в народ:
Настанет день, и время пробьет, / Когда уму и чести / На всей земле придет черед / Стоят на первом месте. / При всем при том, при всем при том / Могу вам предсказать я, / Что будет день, / Когда кругом / Все люди станут братья! ("Честная бедность").
Главные темы его стихов - любовь и дружба, человек и природа т.д..
Вместе с тем в стихах Бернса рано осознанные столкновение личности и народа с общественным насилием и злом. Правда, противопоставление интимной и социальной лирики у поэта были довольно условным. Любовь - чувство естественное, заложенное в основе самой природы человека, - неоднократно возникала в стихах поэта глубоко враждебным устройством отношений, которые господствовали в дворянском мире. Даже ранняя лирика - это стихи о правах молодости на счастье, о ее столкновения с деспотизмом религии и семьи.
Любовь у Бернса-это всегда сила, которая помогала человеку отстоять любимое существо, защитить его и себя от лицемерных врагов.
В стихах поэта очень часто звучало отвержение религиозного понимания смысла человеческой жизни.
Не в Бога, ни в природе, ни в жизни, ни в беге времени и борьбе с невзгодами приобретали мужества Берне и его герой-простолюдин. Не силы небесные, а личностная достоинство, любовь, помощь друзей поддерживали их.
Берне рано начал задумываться над причинами общественного неравенства. Сначала в своих стихах он готов был винить в нищете бедняков и свои собственные силы мироздания - "небесные и дьявольские". Однако, в пору зрелости он уже понимает, что не фатум, а реальные законы и порядки общества определяют участие людей. Иерархия собственнического мира несправедлива. Поэт и его герои противостоят ей. В 1785 году было написано кантату "Веселые нищие". ее персонажи - бродяги и отщепенцы; солдат - калека, нищая, бродячие актеры и ремесленники. У каждого в прошлом горе, испытания, конфликты с законом, а в настоящем - гонения, беспризорность, попрошайничество. Однако человеческое не исчерпало себя в них. Жажду жизни, способность веселиться, дружить и любить, острое насмешливое речи, отвагу и стойкость - вот что увиразнив поэт в динамичном групповом портрете обездоленных земляков, приближенном по своим колоритом к сценам застолья у художников фламандской школы.
К поэтического мира Бернса одновременно с лирическим "я" вошли жизни и судьбы его современников: родных, друзей, соседей, тех, кого, встретив случайно, надолго запомнил поэт. Ему не нравится равнодушие к людям. Одних он любит, дружит с ними, других - презирает, ненавидит, многих называет по имени, рисуя четкими очертаниями. Характеры настолько типичны, что по именам возникают и личности, и читатель таким образом надолго запоминает их.
Влюбленность в жизнь, искренность чувств - все это живет в поэзии Бернса вместе с силой интеллекта, выделяет из массы впечатлений самое главное. Даже ранние стихи поста полны глубоких размышлений о времени, жизни и людях, о себе и других, таких, как он, обездоленных. Наряду с песнями о любви, разлуке, сумм, песнями, написанными на популярные народные мотивы, возникали такие поэтические открытия, как "Джон Ячменное Зерно", "Дружба прежних дней", "Честная бедность", "Был честным фермером мой отец" и др. .
Вальтер Скотт, защищая Бернса от обвинений в "грубости", "невоспитанности", очень правильно оценил характер его дарования, в котором слились воедино лирика и сатира, достаточно четко определил гражданскую позицию поэта: "Чувство собственного достоинства, образ мыслей, да и само негодование Бернса ни были плебейские, правда, такие, какие бывают у плебея с гордой душой, в Афинского или римского гражданина ".
Вторая половина 80-х годов была для него и его современников насыщена тревогами в связи с революцией в Северной Америке, предреволюционной кризисом во Франции, политическими беспорядками в Англии. К ним присоединились личные разногласия и изменения в жизни поэта.
Плебейская ненависть к власти, к тем, кто ее олицетворял, - лишь одна сторона творчества Бернса. Другая, не менее важная, - любовь к людям труда. Его идеал человека возникал не из "игры воображения", а через осознание им народной истории и многовекового опыта трудовых низов, их положения в настоящем. Его любовь и восхищение вызывают честные и порядочные, добрые труженики, борцы за правду и человечность. Они отзывчивы, бескорыстные, верные в любви и дружбе, преданные родине, способны на любые жертвы во имя справедливости и свободы. Вместе с тем он отвергает распространены среди шотландского народа консервативно-националистические иллюзии. Это нашло отражение в его поэтических оценках судеб и личностей шотландских королей. Непобедимый движение времени, по утверждению Бернса, был таким, что старое непременно должно уступить место новому.
Борьба между тем, что отжило свое, и новым была драматичной, иногда ее результатам были непредвиденные случайности и трагедии, однако все, что стояло на пути к будущему, быть устранены.
Таким стал подтекст "Песни смерти" (1792), "Деревья Свободы" (1793) и других стихотворений, созданных в годы Великой французской революции.
Стихотворение "Дерево Свободы" обобщил уверенность поэта в общеевропейском значении опыта Франции, особенно важного для Англии. Оценка в этой поэзии английской революции XVIII века еще раз подтверждает проницательность и остроту исторических наблюдений поэта. Однако, текст этого стихотворения был опубликован лишь в 1838 году, и после этого его включали не до всех изданий сборников поэта. Все отзывы Бернса на революцию во Франции-не только свидетельство симпатий к ней, но и программа борьбы за желанную свободу и справедливость, за истинную "Величие Человека", неподвластную короны и деньгам.
Английском реакции тех лет и более позднего времени особенно были ненавистны его обличительные сатиры и эпиграммы. В них совмещены мировой гнев и насмешливостью народной песни. Большинство из них разоблачали войну. Поэт, не колеблясь, высказывал мнение о том, что войны нужны монархам, парламентариям, войну благословляет церковь; ждут ее, а с ней и новых чинов, генералы. их прибыли и слава оплачены ценой тысяч человеческих жизней. Только война за свободу народа оправдана и прославленная поэтом.
Политические сатиры и эпиграммы Бернса, как правило, носили характер, точный адрес и утверждали принципы плебейско-демократической общественности и морали.
Оттачивая стихотворение от чрезмерной изысканности и штампов, Берне стремился к максимальной выразительности поэтического слова. В стихах поэта звучит шотландский диалект, большинство из них написаны на мотивы народных песен и впоследствии сами стали песнями. Восстановление и демократизация тематики, языка, художественных средств сочетались у него с перестройкой традиционной системы лирических жанров, ее обогащением.
Чрезвычайная энергия, острота и богатство суждений, смекалку в полемике и сила аргументов, богатство ритмов и интонаций, впечатляющая гибкость и яркость народной речи - эти характерные особенности лучших произведений Бернса завоевали ему всемирную славу и популярность.