• изменение типа повествования. Романисты, предшественники Филдинга, издавали свои произведения за документальную литературу и прятались за маской свидетеля, мемуариста, издателя и т.п.. Филдинг же выходил на авансцену, становился не только рассказчиком, но и важным "частью" структуры произведения;
• центральный вопрос в спорах английских просветителей XVIII века о человеческой природе, что в ней был определяющим-"естественные добрые чувства" или "эгоистический расчет", - Филдинг без колебаний решил в пользу чувств;
• герои Филдинга наделены свободой и лишены всякого морализаторства, они живые существа;
• реалистичное изображение событий прерывалось авторскими отступлениями. Такими были, например, небольшие отступления, главным образом посвященные эстетическим вопросам, помещенные в начале каждой из 18 книг романа;
• сила воли и разум человека прославлялись Филдингом наравне с искренним чувством. Только в их гармоничном сочетании писатель видел залог нормального и счастливого существования.
Вопросы для самоконтроля
1. Чем характеризовала эпоха Просвещения? Какие хронологические рамки ей отведены?
2. Чем обусловлены особенности английского Просвещения? Кто был его представителями?
3. Имевшая своими истоками творчество Р. Бернса?
4. Какой вклад в развитие жанра приключенческого романа сделал Д. Дефо?
5. Какие жанры преобладали в творчестве Дж. Свифта? Чем это обусловлено?
6. В чем заключались особенности романистики Г. Филдинга?