Выдающийся норвежский драматург XIX в., Создатель реалистической драмы, ставшей эпохой в европейской драматургии, знаменитый реформатор театра. Считал, что в драмах должны бороться не идеи, а люди, которые выступают носителями
этих идей; что "настоящий финал драмы должен находиться вне ее рамок", а дело читателя или зрителя - самостоятельно осмыслить финал путем личного творчества.
Главная задача Ибсена-драматурга - сделать драму серьезной, заставить зрителя думать вместе с автором и действующими лицами произведения, побуждая к сотворчеству.
Основные произведения: драмы "Борьба за престол" (1864), "Кесарь и Галилеянин" (1873), "Бранд" (1866), "Пер Гюнт" (1867), "Кукольный дом" (1879). 20 сентября 1828 p. в небольшом городке Шиене родился выдающийся норвежский драматург, поэт Генрик Ибсен. Еще в детстве ему пришлось испытать всех унижений бедности. Отец будущего драматурга разорился, когда мальчику было восемь лет. С пятнадцати лет, живя вдали от родных, Генрик работает учеником аптекаря в Гримстаде и мечтает о славе поэта. В 40-х годах Ибсен увлекся революционными идеями и писал стихи, посвященные героям венгерской революции 1848-1849 годов. В 1850 году Ибсен переезжает в столицу Норвегии и активно участвует в политической и культурной жизни. Драматургическое творчество Ибсена связана с его работой режиссера в первом норвежском национальном театре в городе Бергене (1852-1857), а впоследствии - в Кристиании (ныне Осло).
Начало творческого пути. Путь Ибсена-драматурга начинается еще в Гримстаде, когда он пишет стихотворную драму римской истории «Катилина». В этом произведении проявилась характерные для Ибсена заинтересованность общественными проблемами, поезд к символике, особое внимание к воспроизведению борьбы в душе героя. В 50-х годах драматург создал несколько героических драм по мотивам скандинавского эпоса. Страстный призыв к борьбе за национальное единство прозвучал в известной исторической драме «Борьба за престол" (1864).
В 1864 г. Ибсен покидает родину. К такому решению драматурга побудили разные обстоятельства: на родине его произведения не получили признания, а работа режиссера не давала ни морального удовлетворения, ни благосостояния. Кроме того, Ибсен чувствовал сразу. в политической жизни своей страны. Пережить мировоззренческий кризис ему помогла поездка за границу. В Европе он острее видит будущие общественные изменения. В 1871 году во время Парижской Коммуны Ибсен писал: "Старая призрачная Франция разбита ... Вот-вот затрещат и сойдут в бездну устаревшие идеи! .. Нужна революция человеческого духа ..." Он надеется, что такая "революция человеческого духа" сможет уничтожить государство, которое он называл "проклятием для индивида".
В расцвете таланта. Именно в это время (вторая пол. 60-х - восьмидесятые pp.) Ибсен создает свои лучшие психологические драмы, стали новым словом в драматургии Европы. Разговор о современности драматург начинает философско-аллегорическими драмами «Бранд» (1866) и "Пер Гюнт" (1867), написанными в Италии. Выдающимся литературным явлением стала драматическая поэма "Пер Гюнт". Используя традиционные гротескные персонажи романтической сказки, сохраняя самобытный национальный колорит, Ибсен в образе главного героя сумел наиболее полно воплотить национальный характер.
В одной из лучших своих пьес - "Кукольный дом" (1879) - драматург создал образ молодой женщины - Норы, которая, узнав радости семейной жизни, материнства, однажды почувствовала свое полное одиночество и бесправие и восстала против общественных догм, так как не хотела быть "куклой" в "кукольном доме". Эта пьеса Ибсена вызвала такие жаркие споры, что, например, в великосветских салонах Дании, где истинная мысль о пьесе, высказанная вслух, считалась непристойностью, вывешивали таблички: "У нас о" Кукольный дом "не говорят".
Возвращение на родину. Ибсен вернулся на родину в 1891 знаменитым драматургом с европейской славой. Он поселился в Кристиании, жил скромно и одиноко. В 1898 г. норвежцы торжественно отметили его семидесятилетия. В 1899 г. Ибсен закончил свою последнюю драму "Когда мы, мертвые, воскреснем", в которой рассказал о драматическом эпилог жизни талантливого скульптора Рубек. После этой драмы Ибсен уже ничего не писал. Умер выдающийся драматург в 1906 после тяжелой продолжительной болезни.