До христианства, в период язычества, в древней Руси душевнобольных лечили колдуны, волхвы и ведуны, которых называли "лечци" (врачи). Они пользовались травами, цветками и корнями в сочетании с заговорами и гаданием.
После принятия в Киевской Руси христианства (988) душевнобольными начала заниматься православная церковь. Самобытные формы первичной православной благотворительности было узаконено князем Владимиром (966) в грамоте для церковной иерархии. В ней обязывали церковь заступаться и заботиться о нищих, паломников, нищих, значительную часть которых составляли психически больные. Было предусмотрено строительство при церквах гостиниц и приютов. Для материального обеспечения их князь Владимир ввел налог - десятину в пользу церкви.
С середины XI в. начал формироваться период монастырской психиатрии, который продолжался до XVIII в.
В Киевском княжестве преподобный Феодосий Печерс-кий, а в Переяславском - Святой Ефрем Переяславский подняли на высокую ступень благотворительность и практику создания благотворительных учреждений "на всию Русь". "Причинно" не заключали в приютах и больницах, а предоставляли им права свободного выбора. Они могли лечиться, как сейчас говорят, амбулаторно. В монастырях ими занимались врачи и целители, а также знахари и монахи. их главные средства - целебное зелье и молитвы. Среди монахов-целителей Киево-Печерского монастыря известным был Григорий Чудотворец, который "исцелял бисних и имел дар внушать то, что он хочет, против воли тех, кому он делал внушения". Исцелением от душевных болезней занимался и монах Лаврентий.
Отношение славян к душевнобольным и пьяниц выразил Феодосий Печерский: "Бесньий же сражает неволей и добудет себе вечньие жизни, а пьяньий волей стража добудет себе вечньие муки". Законодательные меры против пьянства отражены в Уставе Владимира Мономаха (1117).
В XI в. началось размежевание врачебных специальностей. В "Изборнике Святослава" все болезни делятся на "болезни плотньие" (соматические) и "болезни душевньие", причина которых в повреждении мозга. В этой работе врачу рекомендовали для выявления душевных болезней вызвать пациента на искренний разговор и наблюдать за его поведением, позой, походкой и улыбкой. В разных работах этого периода описывающих эпилепсию, пислятифозний психоз, реактивную бред преследования. Есть там и характеристика алкогольного делирия, при котором больному мерещатся дьявол, прочая нечисть. Все это сопровождается запугиванием. В 1263 г. переведен рукописный вариант ан-мо-физиологического отчета философа XI в. Иоанна Болгарского "Шестоднев", где были сведения о нервной системе и душевные болезни.
Правовое положение "причинных" в семье и охрана их имущества отражены в 12 статьях "Градский законов", которые вошли в "Судного закона" Владимира, а позднее - в "Уложение" царя Алексея Михайловича (1669). В них, в частности, отмечалось, что в случае заболевания родителей дети должны заботиться об их лечения, а родители, в свою очередь, - заботиться о детях. Если этого условия не выполняют, родственников лишают наследства. Душевнобольные не могут "даров давать", свидетельствовать в суде, а завещатель должен иметь "здравого ум, а не тело". В случае совершения убийства "бесноватый" не подлежал смертной казни. Его направляли в монастырь.
Во времена средневековья в славянских странах психически больные почти не пострадали, как это было в Западной Европе. Попытки навязать мысль о необходимости беспощадного уничтожения ведьм, колдунов и еретиков встретили сопротивление со стороны христианской церкви, поскольку "христианская истина может быть распространена только мирным путем". Славяне во все времена относились к душевнобольным как к несчастным, которые находятся под тяжелым гнетом и имеют право на убежище и помощь близких. Безумие рассматривали как болезнь, развившаяся под влиянием бесов, дьявола или сглаза злыми людьми. Поэтому больной нуждался человеческого поведения и лечения, желательно в монастыре.
В XVII и XVIII вв. роль монастырей как приюте для душевнобольных снижается. Это было связано с тем, что государство больше способствовала расширению церковно заведений, чем монастырских больниц и богаделен. На монастыре возлагали преимущественно обязанности по содержанию опасных пациентов: "Имея над ними надзирание, чтобьи НЕ сделали себя и друг повреждения". После введения в 1775 г. Положение о губерниях начали строить дома для умалишенных во главе с врачом. Эта система стационарной психиатрической помощи пришла на смену монастырской.
Загрузка...