Ощущения и восприятия - первые шаги к познанию человеком самого себя и мира. Это составные части процесса чувственного познания. Во ощущениями понимают процесс отражения в сознании человека отдельных свойств
предметов и явлений, происходящих в мире, который окружает ее. Восприятие является процессом целостного отражения предметов и явлений в совокупности с их свойствами. Непосредственно с ощущением и восприятием связано представление, которое является воспроизведением в сознании человека следов до этого воспринятых образов. Ощущение, восприятие и воображение делят по органами чувств - зрения, слуха, обоняния, вкуса, кожной (тактильной) чувствительности, интеро-и проприорецепции (положение тела в пространстве). Процессы ощущения и восприятия имеют индивидуальный характер. Внешний мир ощущается и воспринимается таким, какой он есть, но с разной степенью полноты, в зависимости от мотиваций, интересов, запасов знаний и жизненного опыта человека.
В норме снижение или обострения ощущений сопровождается озабоченностью, страхом за собственное здоровье. В случае пси-хотичних болезней субъективизм процессов ощущения и восприятия делает для больного невозможным разграничение нормального восприятия и патологических феноменов в определенной сфере. Тогда болезненные явления имеют для пациента реальный характер, и человек не критично относится к своему психического состояния.
Классификация расстройств ощущений и восприятия
1. Расстройства ощущения (количественные - гиперестезия, гипестезия, анестезия; качественные - сенестопатии).
2. Расстройства восприятия:
а) иллюзии (аффективные, вербальные, парейдолични)
б) галлюцинации. По сложности различают элементарные (простые), комплексные (сложные) галлюцинации, за органами чувств - зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, висцеральные; о личности больного - нейтральные, комментирующие, императивные, антагонистические, за полнотой развития - настоящие и псевдо- галлюцинации.
3. Психосенсорные расстройства (макропсия, микропсия, метаморфоп-сии, аутометоморфопсии, дерелизация, деперсонализация).
Гиперестезия - это обострение восприятия обычных внешних раздражителей. В такой ситуации нормальное дневной свет ослепляет, звуки оглушают, запахи раздражают, а малейшее прикосновение к телу становится невыносимым. Гиперестезия органов чувств наблюдается при астении, неврозах, органических поражениях головного мозга, начальных проявлениях острого психоза.
Гипостезия проявляется снижением чувствительности к раздражителям. При этом окружающая обстановка теряет для больного четкость и определенность. Звуки становятся глухими, невыразительными, цвета - тусклыми, неясными, предметы теряют форму и яркость, становятся малоподвижными. Гипестезия характерна для неврозов, реактивных психозов, органических поражений мозга.
Анестезия заключается в полной потере чувствительности к раздражителям и клинически проявляется слепотой, тугоухостью, потерей обоняния, вкуса, чувствительности кожи. Часто возникает при истерическом неврозе (и имеет функциональный характер), а также поражениях центральной и периферической нервной системы (органического происхождения).
Сложным феноменом патологии ощущения являются сенестопатии. Это разнообразные неопределенные диффузные крайне неприятные ощущения в виде растяжения, сжатия, жжения, жара, переливания, искажения, омертвения и др.. Они возникают в разных участках тела и внутренних органах. Не обусловленные их объективной патологией. Часто развиваются в направлении снизу вверх (по конечностям и позвоночному столбу до головы, сердца). Появление необычных ощущений вызывает у больных тревогу и подозрение в тяжелой неизлечимого заболевания. Сенес-топатии наблюдаются при неврозах и психозах, особенно характерные для шизофрении.
К расстройствам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.
Иллюзией называют искаженное восприятие реально существующего предмета или явления. Различают физические, физиологические и психические иллюзии. Физические возникают у всех людей. Они объясняются законами физики. Например, на границе двух сред с разной оптической плотностью луч света преломляется. Вследствие этого ложка, погруженная в стакан с чаем, кажется кривой. Физиологические иллюзии связаны с физиологией наших анализаторов. Так, умело подрисованы глаза воспринимаются как больше.
Психические иллюзии возникают тогда, когда видение объекта сливается с болезненным представлением. Кроме разделения по анализаторами (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные и общего чувства - положение в пространстве), психические иллюзии делят на аффективные, вербальные, парайдолични. Аффективные иллюзии возникают у больных в состоянии страха,. Напряжения, тревоги. Тогда куст на неосвещенной части улицы воспринимается как преступник, притаился и ждет свою жертву. В уличной шуме больной слышит голоса людей, которые якобы угрожают. Вербальные иллюзии заключаются в искаженном восприятии смысла реальной разговора, когда в нейтральных суждениях и замечаниях больной видит обвинения, угрозы. Парейдолични иллюзии чаще всего возникают при снижении психической активности, их содержание является фантастическим, образным. Вместо трещин и пятен на стене мерещатся диковинные растения, животные, сказочные герои, архитектурные ансамбли, панорамы. Иллюзии могут временно возникать у психически здоровых людей под влиянием неблагоприятных условий (в случае переутомления, голодание, волнение, в состоянии тревоги). Но чаще бывают у больных инфекционными, интоксикационных, алкогольные и соматогенные психозы.
Иллюзии надо отличать от интеллектуальных толкований (искусственно обработанные ювелиром стекло воспринимается как бриллиант) и функциональных галлюцинаций, возникающих под влиянием реального раздражителя на тот анализатор, с которым связана галлюцинация. Причем реальный раздражитель воспринимается рядом с мнимым. Например, больной слышит голоса в шуме мотора, но когда шум прекращается, голоса исчезают.
Особенно актуальны для психопатологий галлюцинации - восприятие без реально существующего объекта. Они становятся для больного такими же реальными, как и объективный мир. Оказывают огромное влияние на его поступки и поведение. "Больные могут признавать субъективное происхождение галлюцинаций и все-таки верить в их реальность" (W. Griesinger, 1886).
Учение о галлюцинациях связано с именами выдающихся психиатров прошлого - И. Esquirol, I. Baillarges, G. Clerambaut, В. X. Кандинского. Современные ученые определяют галлюцинации как ложное, мнимое восприятие, возникающее на болезненном основе и имеет для больного характер настоящего сенсорного отражения объективной реальности.
Галлюцинации, в свою очередь, делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, общего ощущения и комплексные (возникают в нескольких анализаторах). Зрительные галлюцинации могут иметь форму видения отдельных предметов различной степени четкости (от неясного к четкого за реальное), различной величины (микро-или макроптические), бесцветными или насыщенных цветов. Зрительные галлюцинации иногда бывают множественными, когда больной видит группы людей, животных, насекомых, фантастические существа, неподвижные или движущиеся трансформируются остаются неизменными. Содержание зрительных галлюцинаций у больных вызывает ужас или, наоборот, захватывает, привлекает.
Слуховые галлюцинации характеризуются чрезвычайным разнообразием. Это могут быть звонки, шум, оклики по имени или развернутые монологи (словесные, или вербальные, галлюцинации), диалоги, рассказы, звучат сверху, снизу, издалека или вблизи. Содержание вербальных галлюцинаций может быть нейтральным для больного, приятным, успокаивающим или угрожающим, зловещим. Различают комментирующие галлюцинации (голоса, обсуждающие поступки, чувства, мысли больного, осмеивают и критикуют его) и императивные (отдают приказы, часто заставляют выполнить какую-то опасную действие). Голоса могут быть мужскими и женскими, знакомыми или незнакомыми, отличаться по интенсивности, тембром, появляться на время или быть постоянными.
Обонятельные галлюцинации проявляются в форме различных мнимых запахов различной интенсивности, иногда приятного, но чаще неприятного характера (дым, газ, гниение). От обонятельных практически трудно отличить вкусовые галлюцинации. Больной испытывает не свойственный для данной пищи вкус, часто крайне неприятный, ядовитый.
При тактильных галлюцинаций возникает ощущение ползания по телу насекомых, будто на коже или под кожей появляются какие-то предметы.
К висцеральных галлюцинаций принадлежит ощущения в теле, чаще в животе, посторонних предметов, живых существ, неподвижных или таких, движущихся передвигаются, вызывая неприятное ощущение.
Тиактильни и висцеральные галлюцинации надо отличать от сенестопатий - элементарных, не имеющих характера предметности, болезненных ощущений.
По степени сложности различают элементарные (простые) и сложные (комплексные) галлюцинации. При элементарных слуховых галлюцинациях (акоазмы) больной слышит отдельные неопределенный ного происхождения звуки, шум, свист, при зрительных (фотопсии) - видит искры, полосы, дым, туман. При простых галлюцинациях перед больным встает завершенный образ, слышать оформлены фразы. Сложные (комплексные) галлюцинации возникают в нескольких анализаторах и заключаются в одновременном существовании разных видов галлюцинаций (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, обонятельных, висцеральных).
Галлюцинаторные образы, независимо от того, какого анализатора они касаются, могут иметь черты реально существующих, конкретных, чувственно окрашенных представлений. Такие галлюцинации называют истинными, галлюцинаторно образ проецируется наружу, то есть воспринимается как предмет или явления, которые реально существуют во внешнем пространстве, вне тела больного. В отличие от этого, псевдогаллюцинации, хотя и воспринимаются как весьма конкретные и чувственно определены, не ассоциируются с реально 6-1-2538 существующими предметами и явлениями, воспринимаются не во внешнем мире, а внутри своего тела, чаще в голове. Больной говорит об особых, нереальные голоса, образы, запахи, содержащиеся в нем самом ("гнездятся в мозге", "в желудке", "в кишечнике"). Пациенты, несмотря субъективный характер псев-догалюцинаторних образов, не сомневаются относительно их существования и верят в их реальность. В отличие от больных с истинными галлюцинациями, пациенты с псевдогаллюцинациями утверждают, что их голоса и образы являются следствием воздействия извне ("порча" кем-то). Для зрительных псевдогаллюцинаций характерно ощущение, что это "сглазили". Возникают они при ясном сознании в субъективном пространстве собственного тела в виде единичных, множественных образов или сценоподибних картин разной степени четкости.
Слуховые псевдогаллюцинации по содержанию такие же, как истинные, возникают в виде "вложенных" мыслей, голосов, звучащих в голове.
Псевдогаллюцинации обоняния, вкуса, тактильные и висцеральные, в отличие от истинных, сопровождаются ощущением "Пороблено", навязчивости извне.
При кинестетических (двигательных, проприоцептивных) псевдога-люцинациях больные чувствуют, что они не могут управлять собственным телом. Движения происходят помимо их воли, навязанные извне. О мовнорухови псевдогаллюцинации речь идет тогда, когда у больного появляется ощущение, будто его языком кто-то двигает, заставляя произносить слова, фразы.
В психиатрической практике встречаются также пациенты с антагонистагщимы,. Или контрастными галлюцинациями - Галя-цинаторним ощущением, что имеет сравнительный характер. "Голоса" спорят, отстаивают противоположные точки зрения.
Аутоскопические галлюцинации - это такие, когда больной видит рядом с собой собственного двойника.
Гипнагогические галлюцинации возникают во время засыпания.
Гипнопомпични галлюцинации наблюдаются при пробуждении.
Галлюцинации по типу нарушений Шарля Боне - это галюцы-наторни ощущения, возникающие в пораженных анализаторах. Слепой при этом "видит", глухой - "слышит" и т.д..