Среда косвенного воздействия только формирует общие перспективы развития, благоприятные или не совсем тенденции, проблемы, ловушки, конъюнктуру рынка и т.д.. Его влияние ощущается впоследствии, с течением времени, оно лишь определяет направления процессов в экономике, формирует общие тенденции развития отрасли на отдаленную перспективу.
В сфере бизнеса, особенно крупных организаций (компаний, банков, ассоциаций и т.п.), внешняя среда косвенного воздействия имеет шесть составляющих:-экономическую;-политическую;-научно-техническую;-природную;-социальную;-культурную.
Экономическая обстановка обусловливает для организации:
-Объемы средств, которые могут потратить покупатели на приобретение определенных товаров и услуг;
- Стоимость всех ресурсов, вводимых а следовательно, виды ресурсов, приобретаемых организацией, и ту сумму, что она может уплатить
-Наличие или доступность денежных ресурсов, который может получить организация для своих нужд, то есть доходы на капитал или ссуды, которые инвестируются;
-Избыток или недостаток рабочей силы, получаемые в результате сокращения или увеличения количества рабочих мест. Это влияет на уровень заработной платы работников при заключении трудового соглашения.
Политическая ситуация. Политическая среда влияет на организацию в следующих направлениях:
-Законы, принимает парламент, могут появиться вследствие политической обстановки в государстве; налогообложения доходов предпринимательских организаций; установления льгот или льготных торговых пошлин; регулирования внешнеэкономической деятельности; ограничения заработной платы, развитие или приостановление приватизационных процессов и многое другое;
-Действие групп особых интересов и давление лоббистов, могут отражать соответствующие течения в экономической, социальной и культурной сферах. Например, лоббистское давление в парламенте позволил принять Закон об аренде с выкупом как форму приватизации государственных предприятий;
-Создание благоприятной среды для развития предпринимательства за счет фактора политической стабильности и действий государства на международной арене.
Технологическая среда, состояние НТП. С позиций внешней среды технология отражает уровень научно-технического развития, что влияет на предпринимательство в следующих направлениях:
-Эффективность деятельности организации в изготовлении и продаже продукции;
-Скорость старения продукции, выпускаемой и используемой технологии;
-Ожидания потребителей появления новых продуктов и услуг, организации смогут выпускать в будущем;
- Воздействие на внутренние переменные новых информационных технологий, позволяющих в значительной степени упростить систему управления.
Социально-культурная среда. Организации работают в определенном социально-культурной среде, в котором преобладают те или иные установки, жизненные ценности и традиции.
Социально-культурная среда может влиять на:-определение продукции или услуг, производимых организацией, люди стремятся покупать;
-Организацию работы коллектива предприятия с учетом сложившихся традиций;
-Образ жизни потребителя, зависит от моральных и религиозных норм, и через это - на его спрос на товар;
-Отношение отдельной личности к работе, что, в свою очередь, влияет на его отношение к величине зарплаты и условий труда, предлагаемых бизнесом.
Культурная среда - явление конкретно-историческое. Его специфические черты в решающей степени определяются особенностями социально-экономического и политического развития данного общества. Среди таких отрицательных черт, которые требуют решительного преодоления и искоренения, можно отметить следующие:
-Стремление все делать по указанию начальства;-беззащитность перед произволом местных властей;-пьянство;
-Праздность, ложь, зависть, коварство, хитрость, мстительность;-вражда, жестокость к противнику, ненависть, озлобленность;-самобичевания, вечная унижение, раскаяние, уклиннисть перед начальством, надежда на решение своих проблем сверху, заниженное чувство собственного достоинства;
-Страх перед риском, подозрительность, трусливое молчание, безответственное поведение.