Для того, чтобы за совершение определенного действия привлечь лицо к административной ответственности, необходимо, как минимум, два условия.
Во-первых, чтобы это деяние было определено в соответствующей законодательной норме как административный проступок. Вторым условием является фактическое осуществление описанного в законе правонарушения этим лицом.
Другими словами, основаниями административной ответственности ^ нормативное основание (закон), как система правовых норм, регулирующих
применение административных взысканий;
^ Фактическое основание, как совокупность юридических фактов, которые свидетельствуют совершения административного проступка.
Особенностью нормативного основания - законодательства Украины об административных правонарушениях на сегодня является то, что оно состоит из двух частей: "Кодекс об административных правонарушениях" от 7 декабря 1984 г. (с многочисленными изменениями и дополнениями) и других законов (кодексов) Украина, содержащие нормы об административной ответственности. Стоит отметить, что указанные законы до включения их в установленном порядке в Кодекс об административных правонарушениях применяются непосредственно.
Наряду с этим роль Кодекса Украины об административных правонарушениях в законодательстве об административной ответственности значительно выше, чем в других законов. Он содержит основополагающие материальные и материальные нормы, касающиеся этого института и, в частности:
? определение административного проступка (правонарушения) ^ • систему и виды административных взысканий ^ правила наложения взыскания за административные проступки; ^ подведомственность дел об административных правонарушениях;
? порядок возбуждения дел об административных правонарушениях, их рассмотрения и принятия решения;
? порядок обжалования, опротестования и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях;
? определение юридических составов целого ряда административных проступков, совершаемых в различных сферах общественной жизни.
Более того, положения Кодекса Украины об административных право-нарушениях распространяются и на административные правонарушения, соответственный за совершение которых предусмотрена другими законодательными актами. Перечень последних является довольно значительным, и поэтому приведем примеры лишь некоторых нормативно-правовых актов, содержащих нормы об административной ответственности:
? Таможенный кодекс Украины от II июля 2002;
? Закон Украины "Об объединении граждан" от 16 июня 1992 г.;
? 3акона Украины "О пожарной безопасности" от 17 декабря 1993 г.;
? Закон Украины "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения" от 24 февраля 1994 г.;
? Закон Украины "О правовом статусе иностранцев" от 4 апреля 1994 г.:
? Закон Украины "Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства" от 14 ноября 1994 г.;
? Закон Украины "О борьбе с коррупцией" от 5 октября 1995 г.:
? 3акона Украины "О защите от недобросовестной конкуренции" от 7 июня 1996 г.;
? 3акона Украины "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" от С октября 1996 г.;
? 3акона Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" от 1 июня 2000 г. и другие.
Фактические основания для привлечения к административной ответственности описаны в конкретных нормах Особенной части "Кодекса об административных правонарушениях" (КоАП) и других законах, устанавливающих ответственность за совершение административных проступков. Только при условии соответствия совершенного противоправного деяния определенном законодательством составляющие административного проступка, личность можно привлечь к административной ответственности и, соответственно, наложить один из установленных взысканий.
Загрузка...