Важное значение в контексте ИБ имеет понятие "информационный суверенитет", для которого отсутствует однозначное толкование. Например, Закон "О национальной программе информатизации" приводит следующее
определение: «Информационный суверенитет - способность государства контролировать и регулировать потоки информации за пределами государства с целью соблюдения законов Украины, прав и свобод граждан, обеспечения национальной безопасности». Однако это определение противоречит ст. 53 Закона "Об информации" и ст. 23 Закона "О научно-технической информации", согласно которым, основой информационного суверенитета являются национальные информационные ресурсы, а не "способность государства контролировать". Под "национальными информационными ресурсами" понимают "результаты интеллектуальной деятельности во всех сферах жизнедеятельности человека, общества и государства, зафиксированные на соответствующих материальных носителях как отдельные документы и массивы документов, базы и банки данных, все виды архивов, библиотеки, музейные фонды и др.., содержащие данные, сведения и знания, которые являются объектом права собственности любого субъекта Украины и имеют потребительскую ценность ».
Для решения этой проблемы подготовлен законопроект "Об информационном суверенитете и информационной безопасности Украины", в котором информационный суверенитет определяется как «право государства на формирование и осуществление национальной информационной политики в соответствии с Конституцией Украины и законодательством Украины, международного права в национальном информационном пространстве Украины» . Специалисты считают такое определение неудовлетворительным, поскольку оно не учитывает глобального и динамического характера информации, развития международной информационной сотрудничества. Кроме того, проблемным является именно сочетание терминов "информация" и "суверенитет". Разве информация может быть суверенным? Ведь ценность и производительность информации растет не по мере ее консервирования, а по мере ее распространения, трансформации. Как показывает опыт, вмешательство государства в информационной сфере, например, в области научного обмена, часто является некомпетентным и приводит к печальным последствиям. Результатом чрезмерной опеки государства над информацией может быть информационная изоляция украинских ученых от мировой науки, формирует негативный образ Украины на международной арене.