Биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, характеризуется понятием «человек». У нее генетически задано особое телесную организацию, существенными признаками которой являются отвесное хождение, наличие приспособленных к труду рук, высоко-развитый мозг.
Вместе с тем человек является существом общественным, имеющая сознание и самосознание. Благодаря обществу она имеет возможность не только работать и познавать мир, но и осознавать, соотносить свои потребности и желания с обстоятельствами жизни.
Факт принадлежности живого существа к человеческому роду отражается в понятии «индивид».
Индивид (лат. individuum - неделимое) - человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens.
Ребенок рождается как индивид. Благодаря общению со взрослыми она постепенно усваивает социальный опыт человечества и включается в систему общественных отношений, формирующих ее потребности, интересы, мировоззрение, убеждения, т.е. развивают его как личность.
Личность - общественное существо, наделенное сознанием и представлена психологическими характеристиками, устойчивых, социально обусловленными и проявляются в общественных связях, отношениях с окружающим миром, другими людьми и определяют поведение человека.
Как индивид человек имеет такие признаки, как возраст, пол, образование, профессия, интересы. Личностью он становится в системе отношений с другими людьми. Личность - категория общественно-историческая. В ее характеристике главными признаками являются общественная сущность и социальные функции.
Личность - это качество индивида. Естественно могут возникнуть вопрос: может ли существовать индивид, не стал личностью, и может быть личность без ее конкретного носителя, т.е. без индивида?
Некоторые ученые на них отвечают утвердительно. Для подтверждения своих соображений они ссылаются на случай, происшедший с индийскими девочками Амаль и Камала, которых воспитывала волчья стая. У них были только индивидуальные биологические особенности. Никаких личностных черт девочки не имели. Это было вызвано отсутствием человеческого окружения. Итак, природные предпосылки создают возможности для развития общественных качеств личности, а становление их происходит только в условиях человеческого общества.
С определенной оговоркой можно допустить и возможность появления личности, вне структуры которой нет реального индивида. Однако это будет квазиособистисть. Например, Штирлиц - герой кинофильма «Семнадцать мгновений весны» или выдающийся аферист Козьма Прутков.
Каждая личность имеет присущий только ей набор черт и особенностей, который определяет ее индивидуальность.
Индивидуальность - неповторимое сочетание психологических особенностей и черт человека, определяет ее своеобразие и непохожесть на других людей.
Проявляется индивидуальность в чертах темперамента, характера, в способностях, особенностях и качествах психических процессов, в привычках и предпочтениях человека. Не существует двух людей с одинаковым сочетанием психических качеств. Индивидуальность присуща каждому человеку, но проявляется она по-разному: у одних людей ярко и сильно, в других - малозаметно. Она может заявить о себе в интеллектуальной, эмоциональной, волевой или сразу во всех сферах психической деятельности. Так, оригинальность интеллекта проявляется в способности видеть то, чего не замечают другие люди, в умении четко формулировать проблемы и находить их решения. Своеобразие эмоций констатируют чрезмерной интенсивности одних чувств и недостаточной - других, их устойчивости или изменчивости. Особенности воли могут раскрываться в степени развития волевых качеств.
Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Однако даже полный перечень индивидуальных качеств человека не характеризует его как личность, хотя индивидуальность характеризует личность конкретнее, подробнее и полнее. Нетождественность понятий «личность» и «индивидуальность» не позволяет рассматривать структуру личности как своеобразный набор индивидуально-психологических свойств и качеств. Хотя некоторые зарубежные психологи трактуют ее именно так.