Индивидуальные особенности человека накладывают отпечаток на все аспекты ее психической жизни, проявляясь, в частности, в особенностях протекания психических процессов. В процессах памяти они выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению.
Скорость запоминания определяется количеством повторений, необходимых человеку для запоминания определенного объема материала.
Точность характеризуется количеством ошибок, сделанных при его воспроизведении.
Прочность выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания.
Готовность к воспроизведению проявляется в легкости и скорости припоминания человеком того, что ей необходимо в данный момент. Эти различия связаны с силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Они изменяются под влиянием условий жизни и воспитания.
Индивидуальные различия памяти выражаются и в том, что одни люди лучше запоминают образный материал (предметы, звуки, цвета), другие - словесный (понятия, суждения, числа), а для еще других эти особенности существенного значения не имеют. Поэтому в психологии выделяют наглядно-образный, словесно-логический и промежуточный типы памяти. Эти типы определенной степени зависят от соотношения первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека.
Таким образом, память является чрезвычайно сложным, но единственным и непрерывным процессом. Развитие и течение процессов памяти детерминируются деятельностью личности и ее направленностью на достижение поставленных целей.