Наука - это познание действительности, или сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в теоретической систематизации объективных знаний об объективном мире.
Результат научной деятельности заключается в совокупности знаний, которые лежат в основе объективной картины мира. Фактами существования той или иной науки являются работы по ее истории, монографии, пособия, учебники, статьи в научных журналах и т. п.
В понятие науки входят не только знания о мире, полученные в рамках данной науки, но и все ее методические достижения, с помощью которых полученные знания. Итак, наука включает знания о предмете своего исследования и знания о методах и его истории.
Метод научного исследования - это система умственных и практических операций, которые нацелены на решение определенных познавательных задач с учетом определенной познавательной цели.
Функция метода заключается в том, что с его помощью получают новую информацию об окружающей действительности, уходят в сущность явлений и процессов, раскрывают законы и закономерности развития, формирования и функционирования объектов, которые исследуются. От качества метода, правильности его применения зависит истинность полученного знания [Шаблий, 2003].
Рассматривая метод науки, то примерно до начала ХХ в. в науке доминировала концепция "онтологизма", когда ученых больше интересовали факты о предметах исследования, представления о сущности процессов и явлений. Например, в географии проявлялся интерес, прежде всего, к "белых пятен" на географических картах. В эпоху информационно-технологической революции в ХХ в. чаще проявляется концепция "гносеологизму", то есть интерес к методологии и методов. Ученые признают, что метод и процесс познания не менее важны, чем собственно знания о мире.
Зрелая наука - это система с развитой системой знаний об эволюции идей и методы исследования.
Известный британский философ К. Поппер выделил в нашем существовании три мира:
- Первый - мир объективных знаний;
- Второй - субъективный мир опыта (опыт повседневной поведенческого среды);
- Третий, знания, накопленные в книгах, компьютерах и других средствах информации, которые в своем вещевом воплощении входят в состав первого мира.
Знания, которые хранятся в третьем мире, доступны современным и будущим поколениям исследователей независимо от того, когда они получат эти знания.
Непосредственно к задачам науки относятся описание (характеристика), объяснения и прогнозирования процессов и явлений действительности, составляющих предмет изучения данной науки. Наука имеет не только познавательное (фундаментальное) значение, но и направлена на решение конкретных практических задач.
В науковедении возникло представление о науке как сложную совокупность нормативных систем. В нормативных систем прежде всего относятся представления о предмете науки, существующие методы исследования, способы организации знаний. Наука на определенном отрезке времени достаточно сильно соответствует определенным нормам, является застандартизова-ной, а научная деятельность представляет собой действия согласно нормативам или образцов.
Американский науковед Томас Кун доказал нелинейность развития любой науки. Он открыл циклы чередования экстенсивных и интенсивных периодов развития науки.
Экстенсивная наука базируется на определенной парадигме (с франц. - Пример, образец), то есть на определенной теоретической концепции. Парадигма дает научному обществу модель постановки проблем и способов их решения. Однако на определенном периоде существования науки возникают аномалии, отклонения от ожидаемых результатов. Начинается интенсивный период развития науки. Возникает скачок в познании мира.
Просмотр парадигм, традиций - это постоянный процесс и признак развития любой науки. Основной признак, по которому одна наука отличается от другой, - предмет ее исследования, который существенно отличается от объекта исследования. Многие ученые считают, что объект науки - понятие более широкое и фундаментальное, чем ее предмет.
По мнению Шаблия А. И. объектом науки в целом есть определенный фрагмент (часть) реальности - предметной или духовной, на который направлено его внимание (рефлексия) и опосредованного системой понятий и категорий, а также методами исследования [Шаблий, 2003]. Так, объектом исследования в региональной географии выступает широкий пространственный диапазон географических образований:
- Выделены по разным принципам и критериям макрорегиона мира;
- Группы государств;
- Отдельные страны;
- Районы.
Объект исследования не исчерпывает проблему определения предмета исследования. Каждая наука исследует определенную сторону объекта - его свойства (черты), отношение, процессы. Предметом науки называется та сторона объекта, на исследование которой обращена главное внимание науки. Без ответа на вопрос, какие свойства, и связи объекта изучать, невозможно составить программу исследования. Итак, вопрос предмету - это основной вопрос конкретной науки. Для того, чтобы уверенно поставить проблему и задачи, а также составить программу исследования, необходимо знать, на что направлено исследование и где проходят его границы.
Предметную область современного страноведения целесообразно рассмотреть подробнее. Стоит отметить, что в географии возникают процессы, которые являются разнонаправленными, однако взаимосвязанными: дифференциация и интеграция.
Процесс дифференциации подтверждается появлением новых наук - социальной, культурной, психологической (поведенческой), рекреационной географии.
Однако при междисциплинарных исследованиях такой подход невозможно. Не случайно интеграционные тенденции в современной географии не находят конкретного проявления. Остается только комплексное страноведение, направленное на сохранение целостности всей географии.
Отраслевые экономико-географические дисциплины в своей методологии опираются исключительно на специфику отраслей. Однако каждая отрасль - это не самоцель развития, а лишь элемент такой большой системы, как хозяйство страны, в котором регресс отдельных отраслей может быть прогрессивным в силу прогресса трансформации хозяйства в целом.
Краинознавець, опираясь на комплексный подход, видит отрасль в контексте развития хозяйства как системы.
Страноведение является наукой и учебной дисциплиной, которая комплексно изучает страны и регионы мира, исследует, систематизирует и обобщает данные об их природе, населении, внутренние пространственные различия [Масляк, 2008].
Объектом изучения страноведения являются страны как основные единицы современной социально-политической организации мира, а также их большие части (районы, штаты, области, провинции и т.д.) и различные межгосударственные региональные и глобальные группировки.
Страны и регионы мира изучает не только страноведение, они являются объектом изучения и истории, географии, философии, обществознанию, культурологии, социологии, геологии и других наук и учебных дисциплин. Каждая из них исследует лишь определенную сторону объекта, т.е. его конкретные свойства, явления, процессы и отношения. И составляющая объекта, на которую больше направлено внимание той или иной науки и называется ее предметом.
Предметом страноведения являются страны и регионы мира как единые системы, состоящие из разнородных, но взаимосвязанных элементов, действующих как единое целое на мировой политической арене. Страноведение интегрирует в себе универсальные знания о странах, отражая целостную картину бытия основных единиц социально-политической организации мира. Системной универсальностью предмета страноведения являются следующие утверждения:
- Все сферы функционирования общества любой страны тесно взаимосвязаны между собой;
- Невозможно получить целостной картины того или иного государства или региона при изъятии того или иного ее элемента (сферы, региона);
- Большое значение имеет взаиморасположение стран и регионов относительно друг друга в географическом (геополитическом) пространстве;
- Страны и межгосударственные образования существуют в частую, который вместе с пространством определяют бытие людей, народов и обществ;
- Любая система (страна) состоит из подсистем более низкого иерархического уровня, к которым преимущественно относятся территориально-управленческие системы (штаты, губернии, области, провинции и т.д.);
- Функционирование территориальных образований (стран и регионов) происходит постоянным изменением их состояний вследствие как внутренней, так и внешней взаимодействия элементов [Масляк, 2008].
Конкретными объектами исследования страноведения являются отраслевые (территориальные) или пространственно-территориальные формы организации стран в целом или отдельных их частей.