Микробиология, как и любая другая наука, имеет свою историю. Много тысячелетий насчитывает история

человеческой культуры. Уже в творениях древних цивилизаций - египетской, вавилонской, греческой, римской, китайской - находим зародыши биологических наук, начала наивных простых, но достаточно конкретных медицинских знаний. Итак, справедливо считают, что медицина такая же старая, как и само человечество. Микробиология же является сравнительно молодой наукой. Она насчитывает чуть более 100 лет. Однако еще за долго до открытия микробного мира людям были известны процессы, вызвавшие микроорганизмы (скисания молока, выпечке хлеба, изготовления вина, спирта и т.п.). Позже стали подозревать, что и заразные болезни также вызывают невидимые живые агенты.

В научных трудах знаменитых врачей рабовладельческой эпохи - Гиппократа, Варрона, Цельсия и Галена - была высказана гипотеза о существовании живого контагии. В средние эту идею значительно развил итальянский врач, поэт и философ Джироламо Фракасторо (1478-1553). Он описал несколько способов передачи заразных болезней: через непосредственный контакт, через зараженные предметы, через воздух. Но все это были лишь предположения, возможные догадки, хотя и гениальные. Ведь в те времена живых микроорганизмов еще никто не видел.

Развитие микробиологии как науки тесно связано с искусством шлифования стекла и алмазов и изготовлением первых микроскопов.
Первым удивительным охотником за микробами, который заглянул в этот таинственный невидимый мир живых существ, был голландский торговец полотном, сторож судебной палаты Антоний Левенгук (1632-1723). В свободное от работы время он шлифовал линзы, изготавливал из них перхоти, которые давали увеличение в 300 раз. Часами просиживая со своими лупами и рассматривая все, что попадалось под руки, Левенгук на 41 году жизни начал делать удивительные открытия. Он впервые описал эритроциты, сперматозоиды, строение мышц, зарисовал настоящих живых микробов, их основные формы. И довольно быстро научный мир с удивлением узнал об открытии голландца. Свои наблюдения Левенгук описывал в специальных листах, которые регулярно в течение 50 лет отсылал в Лондонского научного общества, во главе которого стоял тогда знаменитый Роберт Гук. Всего было отправлено 120 таких писем. Удивление, которое вызывали письма Левенгука, было действительно огромным. Они открывали новый, фантастический, никем не виданный и неведомый мир живых существ. Сам Левенгук называл их "живыми зверушками" и писал, что во рту человека их больше, чем людей во всем английском королевстве. Эти замечательные открытия невежды-естествоиспытателя послужили тем зародышем, из которого позже выросла и сформировалась наука о бактерии. Именно с этого времени и начинается первый, морфологический, период в истории развития микробиологии.

Однако, пользуясь примитивными микроскопами тех времен, трудно установить разницу между отдельными видами бактерий. Основоположник научной систематики живых организмов Карл Линней даже вообще отказался их классифицировать и дал им общее название "хаос". Значительный вклад в изучение микроорганизмов и их систематику внес Мартин Тереховский, который впервые применил экспериментальный метод для изучения условий размножения микробов и влияния на них различных факторов. Серьезная попытка провести сугубо научную систематику бактерий принадлежит датскому натуралисту Отто Мюллеру. Он описал 379 видов инфузорий и микробов. Еще более четкую и полную классификацию создал Филипп Эренберг, который впервые ввел такие термины как "бактерия", "спирилл", "спирохета". В наше время все микробиологи мира пользуются классификацией Дэвида Берли.

Луи Пастер (27.12.1822-28.09.1895 г.р.) - выдающийся французский микробиолог и химик, основоположник современной микробиологии и иммунологии. Член Парижской АН (1862), Французской академии (1873). Французкого академии ("бессмертных" 1881), член корреспонденции (1884). Первый директор микробиологического института (Пастеровского), созданного в 1888 г. на средства, собранные по международной подписке. В этом институте наряду с Пастером работали выдающиеся украинские и российские ученые: Мечников, Виноградский, Гамалия, Хавкин и другие. Для опытов Пастера характерна органическая связь теории и практики.
В 25 лет успешно закончив курс физики и химии в Высшей нормальной школе в Париже, Пастер начал свою первую работу, которая связана с оптической активностью химических веществ и привела к образованию стереохимии. Пастер показал, что разница в оптической активности кристаллов винной кислоты определяются присутствием среди них двух асимметричных форм. Он установил возможность разделения оптических изомеров с помощью микроорганизмов, усваивая один из них. Вопреки володившои в те времена "химической теории" немецкого химика Либиха доказал, что брожение вызывается деятельностью различных видов микроорганизмов, открыв при этом явление анаэробиоза (способность к жизни в отсутствии свободного О2) и существование облигатно анаэробных бактерий.

В 27 лет он стал профессором Страсбургского университета, а в 32 года - деканом естественно-исторического факультета Лильського университета.
В то время на юге Франции, где производят известные в мире французские вина, вдруг появились «болезни вина и пива", т.е. их скисания. Пастер уже был известен своими трудами по проблемам брожения. Естественно, что виноделы обратились к нему за помощью. И Пастер блестяще решил эту проблему. Он установил, что порча вина происходит от проникновения в чаны для брожения посторонних микробов-возбудителей ацтово-кислого брожения. Ученый предложил прогревать вина при 70оС, чтобы убить микробов. Этот способ получил название пастеризации, который и сегодня широко используется в винодельческой и пищевой промышленности. Кроме того, ученый быстро ввел в практику метод обработки молока по принципу пастеризации.

Пастера интересовал вопрос о возникновении микроорганизмов. В те времена считалось, что многие живые существа возникали путем самозарождения при участии некой "жизненной силы". Без конечные дискуссии и пререкания с учредителями теории самозарождения Пастер решил следующим и простым средством. Простерилизував питательные среды для микроорганизмов в двух стеклянных сосудах. В одном из них горлище он оставил открытым, и микроорганизмы легко смогли проходить сквозь него в посуду. Второй был закрыт, и питательная среда оставалось закрытым для бактерий. Во второй сосуде в течение 4 лет не появилось ни одной бактерии. Так была открыта теория самозарождения микроорганизмов. Изучая природу заболевания шелковичного червя (1870), Пастер установил заразность болезни, время ее максимального проявления и рекомендовал меры борьбы с ней. Он также установил, что заразные болезни вызывают микроорганизмы и что каждое заболевание имеет своего специфического возбудителя.

В 1868 году Пастер серьезно заболел, но продолжал интенсивно трудиться, и следуя важнее открытие сделал, будучи полупарализованным. Он открыл много болезнетворных микроорганизмов, которые вызывают такие тяжелые заболевания, как сибирская язва, родильная горячка, бешенство, куриная холера, краснуха у свиней. Например - возбудитель сибирской язвы - смертоносного заболевания многих животных, опасного и для человека. Пастер изобрел вакцину для прививший (прививки), которая предупреждает эту болезнь.

Последнее великое открытие Пастера - вакцина против бешенства. Гениальность ученого заключалась в том, что не зная ничего конкретного о причинах бешенства, кроме неоспореного факта его инфекционной природы, он использовал при разработке вакцины принцип ослабления возбудителя. 6 июля 1885 - знаменательный день в истории медицины. До Пастера обратилась мать девятилетнего мальчика, покусанного бешеной собакой и обреченного на смерть. Пастер впервые применил свой метод вакцинации. 20 дней ожидания результата были наиболее тяжелыми в жизни ученого. И мальчик, и ученый выдержали экзамен. Пастеровский метод широко применяется во многих странах и спас много жизней людей.

Принцип вакцинации в том, что при введении таких ослаблен культур в организм, они вызывают не заболевание, а только легкую реакцию, в результате которой вырабатывается иммунитет. Именно благодаря его открытием возникло и успешно развивается учение о антисептики и асептики, без которых немыслима современная хирургия. Заслуги Пастера перед человечеством огромные. Можно без преувеличения утверждать, что важнейшие этапы развития микробиологии тесно связаны с его именем. Благодарное человечество всегда будет чтить память великого микробиолога.