При изучении этой темы сначала следует выяснить состав побега и понимать неразрывную взаимосвязь всех его частей, значение побега для организма растения, его отличие от корня. Нужно изучить, что представляют собой такие части, как узел, закрытый и открытый узлы, междоузлие.
Следует хорошо понимать в чем проявляется метамернисть побега, представляющий собой метамер, уметь его схематично изображать.
При обработке материала о почках необходимо выяснить, что представляет собой почка, ее строение и функции. Нужно знать различия между вегетативными, генеративных и вегетативно-генеративных типами почек. Следует также знать, чем закрытые почки отличаются от открытых. Далее нужно изучить типы почек за их размещением на побеге, виды группового размещения почек.
При изучении материала о развитии побега из почки прежде всего необходимо обратить внимание на ее апекс, его структуру в разных систематических группах растений. Следует уделить внимание процессам закладки листовых примордиев, возможным механизмам их регуляции, последовательности распускания почек и роста молодого побега. Нужно знать, что представляет собой летний побег, главный и боковой побеги, побег первого и высших порядков. Обрабатывая материал о ветвление побегов, необходимо обратить внимание на значение ветвления для растений, на разделение растений по способности к ветвления, на типы ветвления по месту его наибольшего выражения. Более подробно следует рассмотреть его типы в зависимости от способов ветвления, выяснив их особенности и представленность в различных групп растений. Нужно знать типы побегов по направлению их роста и положением в пространстве.
При обработке материала о стебель, сначала следует выяснить, что оно собой представляет, какие основные и дополнительные функции выполняет. Далее нужно проанализировать разнообразие стеблей в зависимости от их консистенции, по форме поперечного сечения, различными поверхностными образованиями и выростами. Большее внимание необходимо уделить видам стеблей, которые выделяют по их характеру роста и размещением в пространстве.
Изучая анатомическое строение стеблей травянистых покрытосеменных растений, нужно обратить внимание на ее особенности в различных систематических группах растений. Следует помнить, что для односимьядольних травянистых растений характерна первичная строение с закрытыми проводящими пучками. Ее характеризуют на примере строения стебля кукурузы и ржи. Нужно знать главные анатомические образования первичной строения, их особенности и любыми тканями сформированы. В двудольных травянистых растений формируется вторичная строение стебля с открытыми проводящими пучками, представлена двумя типами - Пучков (ее изучают на примере строения стебля тыквы) и непучковою (ее изучают на примере строения стебля льна). Здесь также необходимо изучить главные анатомические образования вторичной строения, их особенности и любыми тканями сформированы.
При обработке материала об анатомическом строении стеблей деревянистых покрытосеменных и голосеменных растений, прежде всего обратить внимание на ее особенности и связь с латеральными вторичной меристемы. Нужно помнить, что для большинства деревянистых растений характерен непучковий или сплошной тип строения стебля. Следует знать, какие главные анатомические образования характерны для одревесневших стеблей, их особенности и любыми тканями сформированы. При этом обратить внимание на развитие вторичных флоэмы и ксилемы.
Необходимо знать сам процесс перехода из первичной строения к вторичной в тесной связи с гистогенеза, обратив внимание на значительную потерю в этом процессе первичных анатомических образований. Нужно понимать сам механизм вторичного утолщения деревянистых стеблей и за счет мягких тканей он обеспечивается. Следует четко понимать процесс образования годовых колец во вторичной ксилеме, знать внешние факторы, определяющие их число и четкость границ. Изучая строение деревянистых стеблей голосеменных растений, прежде всего нужно выяснить их различия в сравнении со стеблями покрытосеменных растений, знать, какие специфические анатомические образования для них характерны. Также нужно знать особенности анатомического и морфологического строения стеблей растений, которые растут в разных экологических условиях, прежде всего, обратив внимание на водные и склерофитни растения, деревянистые лианы и суккуленты. Характеризуя видоизменения побега и стебли, еще раз обратить внимание на тесную связь стебли с другими частями побега, поскольку их метаморфизм развивается как одно целое. Нужно уметь кратко характеризовать наиболее распространенные виды подземных и надземных видоизменений - корневищ, луковиц, клубней, клубнелуковиц, столонов, усиков и колючек стеблевой происхождения и других, связывая их с выполнением ими специфических функций.
Нужно уметь распознавать на микропрепаратах основные анатомические образования в стеблях различных групп растений, определять тип их строения (первичная или вторичная, пучковая или непучкова), описывать морфологические признаки травянистых и деревянистых стеблей согласно предложенному плану и использовать их при определении растений, понимать взаимосвязь их внешней и внутренней строения с выполняемыми функциями и экологическими условиями роста.