Принцип гармонии веры и разума. Фома Аквинский
- один из виднейших представителей средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, последователь Аристотеля, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного из ее направлений - томизма. Культурное наследие этого мыслителя достаточно широка. Особое место занимают монументальные работы "Сумма теологии" и "Сумма против язычников" ("Сумма философии"). Фома Аквинский комментировал тексты Библии и труды Аристотеля. В работах мыслителя кроме богословия и философии рассматривались вопросы права, морали, государственного устройства и экономики. Фома Аквинский пытался обосновать основные принципы христианской теологии. Под бытием он понимает христианского бога, актом своей воли создал мир и вещи, что в нем существуют. С точки зрения Ф. Аквинского существует четыре уровня бытия.
Низкий уровень бытия определяет внешнюю определенность вещей, сюда относятся неорганические стихии и минералы. На следующем уровне находится форма, которая представляет собой конечную причину вещей, поэтому ему присуща целесообразность, которую еще Аристотель назвал «растительной душой» - это растения. Третий уровень - животные. На всех трех уровнях форма по-разному входит в материю. На четвертом уровне форма уже не зависит от материи. Это дух, или ум, разумная душа, высокая из созданного сущего. Вследствие того. что душа не связана с телом, она не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа, по Аквинскому, невеста «самосущего». В отличие от нее, души животных не являются самосутнимы и погибают вместе с гибелью тела. Большое значение придавал Фома Аквинский ума. Разум, по его разумению, есть высшая способность, которой наделен человек, а потому она способна различать добро и зло. Практический разум - это воля, направленная не на познание, а на деятельность, которая управляет человеческими поступками и поведением.
Учение о человеке Фомы Аквинского основывается на представлении о единстве души и тела в каждом человеке. Душа нематериальна и не субстанциальная, она получает свою завершенность только через связи с телом. Личность для Фомы Аквинского является благородной во всей разумной природе. По Фоме, разум выше свободы, но любовь к Богу гораздо важнее познания его. Средневековая философия вошла в историю философской мысли под названием схоластики. Главный признак схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии. Однако, несмотря на ее абстрактную ограниченность она сделала шаг вперед в разработке логико-гносеологической и этической проблематики, которая является весьма актуальной для настоящего (например, учение о Духовный мир человека).