Основатель материализма и экспериментируя науки нового времени.
Автор трактата "Новый Органон", в котором развито новое понимание задач науки и основы научной индукции. Б считал, что достичь знания способности науки увеличивать власть человека над природой может только наука, постигает истине причины явлений. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент главные условия рационального метода.
В "Новом Органоне" Б сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на котором основан "Органон" Аристотеля. Б различает 2 вида опытов: "плодоносные" - имеющие целью принесения непосредственной пользы человеку, "светоносные" - цель - не непосредственная польза, а познание науки законов и свойств вещей. Предпосылка преобразования науки - критика существующей схоластики и сомнения в подлинности всего того, что раньше считалось истиной. Б подчеркнул значение тех случаев, опровергающих обобщение, противоречат ему. В истории науки четко выступают 2 методы исследования: догматический и эмпирический.
Догматический метод начинается с общих положений и стремится вывести из них все случаи. Эмпирический метод заключается в умственной обработке, которые получаются опытным путем. Науку развивает активное испытание природы - эксперимент. Главным условием прогресса знания является совершенствование способности умозаключения, вижливою формой которого является правильная индукция. Р.Д. родился во Франции в семье дворянина, много путешествовал. Долгое время жил и работал в Нидерландах. Основной чертой философского мировоззрения мыслителя был дуализм. Д. допускает существование двух независимых друг от друга паршоначал: мыслящую субстанцию и материальную "протяженной субстанции". В границах его физики единственной субстанцией, единственной основой для бытия и познания является материя. В то же время в психологии, теории познания, учении о бытии Д - идеалист.
В теории познания Д считает достоверной истиной истину о существовании сознания, мышления. Д. сопоставлял материи с протяженностью, пространством, считая, что качества предметов, которые воспринимаются чувствами, объективно не существуют. Исходя из этого можно сделать вывод, что мировая материя (пространство) не имеет границ, однородна, не имеет пустот и бесконечно делится. Д все качественное разнообразие природных явлений приравнивал к: материи тождественной с пространством и к ее движению. Движение происходит за счет толчка, первоначальный толчок дал бог. В своих суждениях Д пытается отыскать исходный тезис для всего знания и метод, благодаря которому можно ссылаясь на тезис, построить достоверную здание науки. Исходным пунктом есть сомнения в общепринятом знании. Сомнение является одним из актов мышления. Таким образом критерий истинности знания состоит не в практике, а в человеческом сознании. Значительное влияние на развитие учения Д имела религиозность ученого. Он считал, что для доведения реального существования мира, необходимо доказать существование бога. Идея существования бога обладает наибольшей вероятностью чем другие идеи. В причине должно находиться столько реальности, сколько ее находится в последствии. Поскольку мы существуем, и поскольку мы сущностью першоначала, то существует именно першоначала - бог. Но если всемогущий бог существует, то этим исключается возможность, чтобы он нас обманывал. Этим обусловлена сама возможность познания. Возможность существования истины обусловлено существованием врожденный идей (истины), в которых Д прежде, относит материальные аксиомы.
В сознании главная роль принадлежит разуму - рационализма. Д считал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В процессе познания достопримечательность мыслитель отводил дедукции. В логической цепи дедукции каждое последующее звено является достоверной. Однако для ясного и четкого представления всей цепи необходима сила памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения или интуиции, имеют преимущество по сравнению с дедуктивными рассуждениями. Вооруженный интуицией и дедукцией разум, способен достичь достоверного знания в том случае, когда будет вооружение методы. По Д метод состоит из 4 требований: предполагать истинными только те положения, которые являются четкими и ясными для ума и не имеют никаких сомнений и истинности; разделять каждую сложную проблему на ее частные проблемы; методически переходить от известных доказательств в неизвестных, не допускать никаких пропусков в звеньях исследования.