Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Спиноза - пример Рационалисты считали, что эмпирический опыт имеет изменчивый, неустойчивый характер.

С помощью ощущений человек воспринимает мир в зависимости от обстоятельств, и поэтому надежды следует возлагать на ум. Основной чертой философского мировоззрения Р. Декарта был дуализм. Д. допускает существование двух независимых друг от друга першоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженной субстанции". В границах его физики единственной субстанцией, единственной основой для бытия и познания является материя. В учении о бытии философ подтверждает существование духовной субстанции, а также признает бога в качестве высшей субстанции.

Д. сопоставлял материи с протяженностью, пространством, считая, что качества предметов, которые воспринимаются чувствами, объективно не существуют. В своих суждениях Д пытается отыскать исходный тезис для всего знания и метод, благодаря которому можно ссылаясь на тезис, построить достоверную здание науки. Исходным пунктом есть сомнения в общепринятом знании. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Я мыслю, соответственно я существую. Поскольку мы существуем, и поскольку мы сущностью першоначала, то существует именно першоначала - бог. В сознании главная роль принадлежит разуму - рационализма. Д считал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В процессе познания достопримечательность мыслитель отводил дедукции. В логической цепи дедукции каждое последующее звено является достоверной. По Д метод состоит из 4 требований: предполагать истинными только те положения, которые являются четкими и ясными для ума и не имеют никаких сомнений и истинности; разделять каждую сложную проблему на ее частные проблемы; методически переходить от известных доказательств в неизвестных, не допускать никаких пропусков в звеньях исследования. Б.С. развил материальную сторону учения Декарта противопоставляя дуализма материалистический монизм - философский взгляд, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи или духа. С. считал, что существует лишь одна субстанция - природа, которая является первопричиною самого себя. С одной стороны природа образующей, а с другой - созданной. Отождествляя природу и Бога, С отрицает существование сверхъестественного существа, растворяет Бога в природе и тем самым обосновывает материалистическое понимание природы. Единичная вещь не выходит из субстанции как из своей близкой причине, она может исходить только из другой конечной вещи. Поэтому любая единичная вещь не обладает свободой. От субстанции следует отличать мир конечных вещей или совокупности модусов. По С модус это то, что существует не само по себе, и в другом. Субстанция - едина, ее сущность исключает любую множество. Модусов является бесконечное количество, они относятся к субстанции как множество точек, лежащих на прямой, к прямой.

Природа существует независимо от ума, вне разума. Человеческий разум конечен, поэтому он постигает существование субстанции как бесконечной лишь в 2 аспектах: как протяженность и как мышление (атрибуты субстанции). Таким образом, в любом случае человек является частью природы. По Лейбницем весь Вселенная состоит из множества субстанций - монад. Монада - это единица, простая суть. Учение о монадах он обосновывал, исходя из следующих положений: 1) субстанция есть начало всего существующего и отличается абсолютной простотой и неделимость, 2) она обладает способностью к действию и самостоятельностью. Лейбниц отмечал неразрывность духовного и материального, подчеркивая, что монады являются носителями материального, но это проявление второстепенный по отношению к их духовной сущности. Монады как носители телесного созданы, а потому и ограниченные, несовершенные. Только Бог как верховная монада абсолютно совершенным и выступает как свободная, чистая деятельность. Историческая ценность учения Лейбница состоит в том, что он выявил определенные элементы диалектики, выдвинул идею о самодвижение монад как об источнике их постоянного изменения, указал на связь бесконечно малого (монад) с бесконечно большим (Вселенной), представил идею связи единичного с общим. По Лейбницем есть два источника знаний - это чувственные данные и данные разума. Согласно источникам знания он выделял особенности двух видов истин: истины необходимые (или истины разума) и истины случайные (или истины факта). Наряду с вопросами теории познания Лейбниц занимался различными проблемами философии и науки, в его работах проявляются зачатки диалектических представлений о природе и человеческое познание.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии