Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Ж. Ж. Руссо - пример Ведущие идеи, основные проблемы и характерные черты философии Просвещения

(деисты: Ш.Л.Монгеск, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо; материалисты: Ж.Ламегри, Дидро, Гольбах, КА.Гельвеций). Фр просветители и мaтериaлисты были идейными предшественниками бурж. рев. 1783г. выдающимися представителями буржуазии были Монтескье, Вольтер, Руссо. Монтескье различал 3 типа правления: республику, монархию, деспотическое правление; лучшим типом государственного строя считал конституционную монархию. Монтескье стоял на позициях детерминизма - причинно-следственной связи: форма государства зависит от климатических условий, в которых находится страна.

Вольтер считал философию орудием разума в борьбе против отмирающего строя, выступал против феодальной идеологии. За Вольтером условием общественного равновесия и развития общества является социальная и имущественное неравенство людей. Свободу человека Вольтер рассматривал в абстрактном правовом и политическом смысле. Основным направлением философских воззрений Руссо является проблема человеческого неравенства. Руссо считал, что люди в обществе должны жить по общественной договоренности. С принятием общественного договора человек теряет свою свободу и получает свободу высшего уровня - гражданскую. По Руссо идеальным является такое общество в котором человек не зависит от других людей ни как производитель, ни как потребитель. Это возможно тогда, когда не будет существовать частной собственности. Выдающимися представителями фр. материализма были Гольбах, Ламетри, Дидро, Гельвеций. Исходным пунктом воззрений фр. мат. на природу является понятие материи. Материя - все то, что за нами, что влияет на наши чувства и вызывает ощущение.

Главным в материи является движение. Франц. материалисты исходили из развитого Декартом принципа сохранения движения в мире. Признавали, что сумма материи в природе остается одинаковой. Материя не исчезает, мир вечный и несотворенный никем. Материя активна и является создателем различных тел в природе. Но будучи механистамы, фр. материалисты рассматривали движение материи, как круговорот в природе. Любое тело существует определенный промежуток времени, далее погибает с тем, чтобы начать снова тот же процесс своего развития. Движение рассматривается механически. Тело может прийти в движение только под влиянием толчка от остального тела. В притягивании и отталкивании, в причинности фр. материалисты видели общие законы природы, которые действуют всегда. Эти законы фр. материалисты пытались перенести на общество.

Человек подчиняется обьективниним закономерностям природы, отличается от других существ возможностью чувствовать и думать, но это тоже дар природы. Дидро уподоблял человека инструменту, имеет чувствительность и память. Ламетри в работе "Человек машина" отождествляет человека с машиной и ее действиями. Человек беспомощен перед силами природы, перед ее законами, она несвободна. Поэтому в каждый момент времени человек является пассивным оружием необходимости. Вся духовная деятельность человека - мышление, воображение, желание - выводилась из ощущений. Гельвеций в труде "Об уме" описывал ум как совокупность наших ощущений.

Стремление свести всю деятельность сознания к совокупности ощущений, а деятельность мышления к процессам сравнения ощущений друг с другом было недостатком учений фр. материалистов. Однако Дидро утверждал, что человеческое сознание является не только чувством, но и умом. Фр. материалисты отвергли возможность врожденных идей, как у Декарта, что ответственность за характер и поступки человека несет среда и воспитатель. Придя к утверждению о необходимости изменения общественной среды, за счет реформ законодателей или короля. Гольбах, в хорошем короли видел единственный путь к спасению. Большое значение в учении об обществе придавали этике. Мораль возникает в результате чувственных стремлений. По Гельвецием личный интерес является основной пружиной человеческих действий. Фр. материалисты считали, что индивидуальная заинтересованность должна быть связана с государственными интересами. Критикуют религию, церковь, служителей культа. Религия - мать бескультурья, жестокости. Идеи просвещения были чрезвычайно прогрессивной философией в зап. Европе. Оказали значительное влияние на развитие современного естествознания и общественных наук.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии