Аристотель создал обширную научную сумму античности, первым исследовал все доступные ему работы предшественников.
Ядром философии считает онтологию - науку о бытии. В основном ф-м трактате "Метафизика" (то, что после физики) А выступил с критикой учения Платона об идеях. Он говорит, что неподвижные идеи не м.б. причинами вещей, не м.б. причинами движения. Аристотель утверждает, что настоящим, существующим в себе самом, бытием, субстанцией. М.б.тилькы единичное бытие.
Поэтому мир является совокупностью множества таких субстанций, каждая х которых неразрывным единством формы и материи. Основой всякого бытия считает первую материю, чувственно необъятная, ее нельзя отождествлять с бытием или считать составной частью бытия, это субстрат. В бытии она проявляется сочетанием 4х элементов. Вторая материя - это строительный материал вещей, материя определена благодаря деятельности формы. Четыре элемента - земля, воздух, огонь, вода - представляют промежуточное звено между первоматерии и реальным миром. Материя - пассивная, форма - активна. Эти 4 элем. - Основа всех вещей, но допускается замена ед. эл. др.., поскольку все они являются модификацией первоматерии. Форма образует с потенциального бытия (первоматерии и 4х осн. Элементов) действительное, реальное бытие. В учении о бытии А выступил как диалектик, подчеркивая, что оно находится в состоянии постоянных изменений, движения. Движение тесно связан с конкретными формами бытия, он не существует отдельно от вещей.
А. считает, что с одной стороны, движение характерно самим вещам и является самодвижением - его источником является соотношения материи и формы, а, с другой стороны, возможное объяснение фактора движения при помощи неподвижного перводвигателя бога. Время - это движение относительно предыдущего и последующего, он является непрерывным. Пространство - это особая реальность, которая может проявляться в движении тел, существуя независимо от них. Любое движение происходит благодаря наличию причины. Различает осн. виды причин движения: материальная, формальная, активная и конечная. Материальная содержится в первоматерии, выступая потенциальной причиной.
Формальная соединена с формой, которая творит из материи истинную реальность. Активная (двигая) соединена с источником движения и с процессом перехода возможности в действительность. Конечная (целевая) объясняет цель и смысл движения. Признавал объективность необходимости и случайности. Необходимость - то, что должно быть обязательно, это фактически деятельность формы. Случайность - деятельность материи, сопротивление форме, то, что м.б. другим.