Исповедь - это лирическая автобиография
, которая описывает внутреннее развитие Августина, от младенца до зрелости. Он сумел показать противоречия становления личности, от констатации темных уголков души А. приходит к выводу о необходимости божественной благодати, которая выводит личность от греховной инерции и тем самым спасает. Августин развивает учение о творении природы богом из ничего актом своей воли, своей свободной воли. У Августина история подобна стреле, летящей, а не собаке, которая ловит хвост (круговорот). История человечества имеет начало, имеет смысл и имеет конец, завершение. Содержание истории в победе христианства во всемирном масштабе, в христианизации всего человечества.
Ее начало - создание першолюдей. В основу периодизации истории человечества Августин положил "Библию". Он разделил историю на 6 периодов. Пять периодов у него с Ветхим Заветом. Шестой период начался с первого пришествия Иисуса Христа. Он закончится "вторым пришествием", страшным судом, отделением грешников от праведников. Книга 1 часть 1 Похвальная молитва - "Великий еси, Господи, и достойный бесконечного хвалы", "большая могущество Твое, и нет меры премудрости Твоей". Часть 2 Бог в человеке - человек в Боге ... Итак, я не существовал бы, Боже мой, не существовало бы вообще, если бы тебя не было во мне. Или, скорее, я бы не существовал, если бы я не был в тебе, "с какого и в Котором - все"? Куда взываю к Тебе, когда я сам в Тебе? Или откуда пришел бы ты в меня? Ибо куда я должен был бы отойти за небо и землю, чтобы оттуда поступил в меня Бог мой, сказал: "Это я наполняю небо и землю" ...
Часть 14 Анализ понятия времени. Следовательно, не было бы времени, если бы Ты ничего не делал, потому что Сам Ты создал время. И нет такого времени, который был бы одного возраста с Тобою, ибо Ты продолжается всегда, а если что-то продолжалось, то оно не было времени. Ибо что такое время? Кто мог бы объяснить это метко и коротко? Кто даже в мыслях сможет ясно понять это понятие, чтобы впоследствии передать его словами? Ли в нашем языке есть какое-то чаще употребляемое и лучше известно понятие, чем понятие времени? Когда мы говорим о нем, мы понимаем его. Это следует из того, что говорим же мы, но так же мы понимаем, когда о нем говорит кто-то другой. Итак, что такое время? Когда никто не спрашивает об этом, я знаю, но как только речь об объяснении, я не знаю. Однако я смело утверждаю, что знаю вот что бы ничто не проходило, не было бы прошлого времени; и если бы не было ничего, то вообще бы не было настоящего времени. Часть 17 Где находятся прошлое и грядущую?
Я ищу, Отче, я не утверждаю; помогай мне, Боже, и управляй мною ... Кто бы осмелился сказать мне, что нет трех часов (мы же изучали это еще детьми, и сами научили детей, что прошлое, настоящее и будущее время), а только настоящее, поскольку те два не существуют? Пусть говорят и далее: "Есть три времени: прошлое, настоящее и будущее", - потому что это ложное уже повелось, пусть так говорят, мне это безразлично, я не противлюся, не виню, но с условием, что они понимают, что говорят, пусть не представляют себе, что будущее время уже существует, а прошлый еще существует. Ведь мы очень редко принимаем слона в присущем им значении, в основном - в смысле, не свойственном им, и все же понимаем, о чем речь. Часть 21 Новые трудности измерения времени.
Итак, я сказал, что мы измеряем время в ту минуту, когда он проходит, чтобы можно было утверждать, что этот промежуток времени вдвое длиннее, чем тот, или такой же, как и тот, а измерив, определить какое-то отношение между частями времени . Поэтому-то, как я уже сказал, мы измеряем время в ту минуту, когда он проходит. Но что мы измеряем, как время в определенном пространстве? И когда мы говорим о продолжения одиночное, двойное, тройное, равно и другие подобные отношения, то здесь тоже речь идет о времени пространства. Итак, в каком пространстве мы измеряем время, когда он проходит? Часть 28 время измеряем умом. Но каким образом уменьшается и исчерпывается грядущую, когда ее еще нет? Каким образом растет прошлое, когда ее уже нет, если в нашем уме, где все это происходит, не было бы вот этих трех действий: он ожидает, сосредотачивается, помнит, чтобы то, что он ожидал, прошло через то, на чем он сосредоточен, в то, что он помнит. Итак, кто же возразит, что прийдешности еще нет? Ведь надежды прийдешности уже существует в духе И кто сомневался, что прошлого уже нет? Но память прошлого еще в духе.