Фома Аквинский. Сумма теологии (учения о бытии Бога).
Фома Аквинский - один из виднейших представителей средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов. Культурное наследие этого мыслителя достаточно широкая, особое место занимает монументальный труд "Сумма теологии". В "Сумме теологии" (совокупности теологических учений) разрабатывается католическая догматика. Отрасли науки и веры четко определены. Задачи науки сводятся к объяснению закономерностей мира. Над царством ф-го, метафизического познания другое царство, которым занимается богословия. Сюда нельзя проникнуть силой мышления. Ф-я должна служить вере, сама она не может доказать сверхъестественную истину, но может ослабить выставленные против нее аргументы. "Сумма теологии" содержит 5 доказательств.
1) базируется на том, что все движется чем-то другим. Этим определяется необходимость существования перводвигателя, которым является Бог.
2) исходит из сущности действующей причины. В мире есть ряд действующих причин, но первой причиной является Бог.
3) вытекает из взаимоотношения случайного и необходимого. Изучая цепь этого в связи также нельзя идти до бесконечности. Случайное зависит от необходимого, которое имеет свою необходимость либо от иного необходимого или в себе.
4) степени качеств, которые идут один за другим, которые есть везде, во всем сущем, потому высшая степень совершенства - Бог.
5) теологическое. В его основе лежит полезность, проявляющаяся во всей природе. Познать Бога можно 3-мя способами: косвенно Божьим влиянием в природе, все м.б. ясно как частица бесконечного совершенного сущности Бога, на основе сходства творца и сотворенного.
В созданном Бог реализует свои идеи. Человеческая душа бестелесная, она есть чистая форма без материи. Этим обусловливается ее незнищенисть и бессмертия. Стремление человека к бессмертию объяснял как доказательство бессмертия души. Различает вегетативную (растительную), сенситивные (у животных) душу. У человека добавляется интеллектуальная способность - разум. Ума он предпочитает перед волей. Источником познания является не принадлежность к божественным идеям, а чувственное восприятие, которое затем обрабатывается интеллектом. Познание сущности возможно с помощью абстракции. Смысл жизни видит в счастье, которое понимал как познание и созерцание Бога. Познание - высшая функция человека, а Бог неисчерпаемый предмет познания.