Соловьев B. C. Оправдание добра. Моральная философия (учение о нравственности, познания добра и зла). Соловьев создал своеобразную теософскую систему.
Критиковал материализм и атеизм, считая их учениями которые опустошают духовную природу человека, ведут человека в тупик. Он доказывал, что главной задачей философии является обогащение теологическими идеями, стать нако христианского вероисповедания. По Соловьеву началом всего существующего является тождественно с богом абсолютно.
Абсолютное воспринимается людьми через веру, содержит в себе вечные идеи. Теория познания Соловьева полностью подчиняется его идеалистической, религиозно-мистической системе, в которой главная роль отводилась интуиции и мистике. В основе общественных отношений люди должны руководствоваться христианским учением - любовью к ближнему. В области эстетики Соловьев придерживался идеологической теории "чистого искусства", доказывая, что художник творит в том случае, когда находится в мистическом экстазе, когда его произведения является воплощением божественного откровения.
По Соловьеву первоначальной основой нравственной жизни человека является стыд.
У человека познания добра и зла не только дано непосредственно в отличительном для него чувстве стыда, но из этой первоосновы, постепенно расширяя свою конкретно-чувственную форму, оно переходит в виде совести. В рамках нравственного отношения человека к самому себе или к своей собственной природы чувство стыда (первоначально имеет собственно половой характер) сохраняет свою формальную тождественность независимо от того, противопоставляется оно инстинкта животных самосохранения, индивидуального или родового.
Переходя к другой области отношений - не к самому, как отдельной особи и как одному из экземпляров рода, а к ближним и Богу, - отношений несравненно более сложных, нравственная самооценка проходит через среду абстрактной сознания. Стыд и совесть говорят на разных языках и по разным поводам, зато суть того, что они говорят, одинакова. Такова суть содержится в стыде: совесть добавляет аналитическое объяснение: сделав это непозволительное или недостойное, ты виноват во зле, грехе, в преступлении. Только голос совести, который определяет отношение к ближнему и к Богу как хорошо или плохо, придает ему морального значения, которого оно без того не должно, а так же совесть есть только развитием стыда, то таким образом все нравственной жизни человека, во всех своих сферах, вырастает словно из одного корня, притом корня чисто человеческого, чужого мира животном.