Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Начнем с вопроса, который может возникнуть у человека, который только начинает знакомиться с философией: зачем тратить время и усилия, чтобы учить философию, которая имеет своим предметом такие далекие от повседневно-практической жизни вещи?

Не лучше сосредоточиться на изучении тех учебных предметов, которые обеспечат знаниями и навыками, необходимыми для получения хорошей работы и достижения желаемой карьеры? Ведь мы нуждаемся работы и карьеры, чтобы нормально жить, чтобы удовлетворять наши базовые потребности. А какие потребности удовлетворяет философия?

Когда люди говорят об условиях нормальной жизни, они имеют в виду прежде удовлетворения базовых потребностей в пище, жилище, безопасности, общении и т.п., учет и обеспечение которых поддерживает существование человека как живого существа. В их удовлетворении действительно большое значение имеет квалифицированная и хорошо оплачиваемая работа, в которой готовят специальные дисциплины, за которые следует глубоко изучать. Однако, как отмечают психологи, кроме базовых потребностей, человек имеет и ряд других - потребности в самоосуществления, самоутверждении, творчестве, в реализации своего потенциала. В западной психологии эти потребности называют актуализируя. В чем же значимость последних?

Оценивая значимость курсов и дисциплин в понятиях их ценности для подготовки к предстоящей работе и удовлетворение базовых потребностей, мы слишком узко смотрим на то, что должно и может стремиться человек. Такая точка зрения совершенно не замечает наличия "высших" потребностей или просто игнорирует их. Для их осмысления требуется философская точка зрения. Однако хотя философия и анализирует "высшие" потребности, это не значит, что их изучение с необходимостью приводит к самореализации, творчества и т.п.. Философия только помогает этому, предлагая человеку идеал самоактуализации, или то, что американские философы М. Веласкес и В. Берри вслед за психотерапевтом К. Роджерсом называют идеалом полнофункциональной личности. Попробуем переосмыслить некоторые из их взглядов, чтобы наполнить этот идеал определенным содержанием и осмыслить его, а вместе понять и то, как философия может способствовать его осуществлению.

Рассмотрим основные характеристики полнофункциональной личности как таковой, которая способна к самоосуществление, самоактуализации. Первая ее признак - способность к самостоятельному мышлению. Она может формировать свои собственные отношения и убеждения. Она самостоятельна и независима, так не поступает в зависимости от того, что у нее запрограммировано, подобно носителя мифологического мировоззрения, или от нее ожидают другие. Такой человек не обязательно нигилист - мятежник, она только самостоятельно формирует свои собственные мысли. Она думает, оценивает и решает для себя. Что может лучше обрисовать дух философии и ее значимость для достижения такой интеллектуальной и поведенческой независимости? Вопрос чисто риторический, поскольку, как видим, философия возникает как средство освобождения от жестких мировоззренческих и поведенчески-личностных зависимостей.

Другая важная характеристика - это глубокая самосознание, емкость которой, как мы помним, тесно связана с развитием философского взгляда на мир, на себя. Полнофункциональная лицо исповедует мало иллюзий относительно себя и редко прибегает к поверхностных оправданий своих убеждений, пристрастий, действий. Однако именно философия призывает к постоянному испытания, рефлексивной переоценки базовых интеллектуальных оснований жизни. Ведь только философская рефлексия способна привести к осознанию ранее не осознанных убеждений и предпочтений, сравнить их с другими возможными вкусами и убеждениями, выявить их ограниченности, осуществить выход за эти пределы и сформировать адекватные основания существования.

Следующая черта полнофункциональной личности - это гибкость. Кардинальные изменения, нехватку устойчивости в мире человеческого бытия способны сломать только человека с жесткими, вроде мифологических, убеждениями. Однако они не в состоянии расшатать и возбудить человека, который способен к самоактуализации. Полнофункциональная, философски воспитанный человек способен к постоянному саморефлексованого контроля, в самоперебудовы, она самосознательная и саморефлексуюча, может истолковывать учитывать и оценивать влияние изменений внешнего мира, адекватно реагируя на них закономерными и гибкими изменениями собственного внутреннего естества. Постоянно испытывая философски-критически пересматривая базовые интеллектуальные основания жизни, учитывая внешние воздействия на них, человек становится более гибкой и устойчивой, способной постоянно восстанавливаться и выстаивать перед лицом сомнений, беспорядка, неопределенности и хаоса. Ведь философия с начала своего существования как раз и представляет мир в его перспективе, рассматривает каждую вещь в зависимости от целого, рисует общую картину действительности, в которой есть место для таких предметов, как надежда, вера, любовь, то есть тех вещей, которые только и способны удержать человека над пропастью небытия.

Важная характеристика полнофункциональной личности с философским мировоззрением заключается в ее способности к творчеству. Такое лицо не обязательно быть писателем, художником или музыкантом, поскольку творчество может проявляться различными способами и на множестве уровней. Такие люди проявляют творчество, что бы они не делали. Ведь именно философия, как отмечалось в предисловии к этому учебнику, представляет некую идеальную плоскость человеческого трансцендирования - аналога бесконечности человека, способного охватить бесконечность, выйти за собственные пределы, превратить внутренние предпосылки видение мира и, увидев благодаря этому новые пути выхода из проблемной ситуации, создать предметные, орудий, еви условии решения проблемы. Философия не только испытывает и превращает наши внутренние устои, но и определяет точку опоры нашей рефлексии, которая дает возможность соотнести единичную проблему с полнотой всех связей Универсума и тем самым открыть перспективы ее решения.

Наконец, именно они - философская рефлексия и герменевтического истолкования - с залогом нашего понимания мира, глубин его бытия, которые даются нам через наши переживания. Чаще, отмечает М. К. Мамардашвили, наше переживание сопровождается устранены-сторонним взглядом на мир: он будто выталкивает нас в момент переживания из самого себя. В этом состоянии человеку многое может открыться. Но для того, чтобы это произошло, нужно не только остановиться, а оказаться под светом или в горизонте вопроса: почему это тебя так поразило? Например, почему я так раздражен? Или наоборот: почему я так радуюсь? Застыть в радости или страдании. В этом состоянии - радости или страдания - и скрыт наш шанс: что-то понять. Однако это только пол пути. На второй его половине нужна философия с ее рефлексией и понятиями. Без помощи рефлексии и понятий дальше идти некуда. Например, мы можем ударить того, кто нас обидел, или самовлюбленно нести свою обиду и обвинять во всем окружающий мир, потеряв из-за этого возможность заглянуть в себя и спросить: а почему, собственно, я злюсь? Ведь в этой злобе есть кое-что и от меня. Направленная на внешние предметы, в действительности она что-то говорит или пытается сказать и о нас самих, о том, что происходит и у нас, и за нами. Поэтому именно герменевтическая-рефлексивное осмысление нашего переживания требует философских понятийных средств для отражения как обособленности нас от мира, так и взаимного отождествления и слияния, благодаря которым нам открывается бытия.

Следующая черта полнофункциональной личности, которую помогает сформировать усвоения философии, - это ясно концептуализована, хорошо продуманная система ценностных представлений в области морали, искусства, политики и т.д.. Поскольку с момента своего возникновения философия интересуется ценностями в разных сферах, она дает возможность людям выразить свои ценностные ориентиры, осознать смысл их собственной жизни.

Как отмечает современный американский философ и психотерапевт В. Франкл, наличие у человека системы ценностных ориентиров, определяющих высшие потребности и стремления, смысл жизни вообще, крайне важны. их потеря или отсутствие, даже при прекрасной карьеры, хорошей работы, материального достатка и физического здоровья, нередко (у В. Франкла есть такая статистика) приводит к психическим неврозам, к самоубийству. В традиционных обществах, отмечает В. Франкл, сама традиция диктовала человеку, чего ей желать. С распадом традиции человек оказывается лицом к лицу с личной проблемой добровольного поиска смысла жизни, объектов высших желаний и стремлений. И бывает очень плохо, когда она их находит. Душевное здоровье человека оказывается зависимым от того напряжения, которое возникает в психике человека, которая осознает разрыв между тем, кем он является, и тем, кем бы она могла стать. В. Франкл считает, что именно философия и является основой метода логотерапии, или лечение смыслом, метода, которым американский философ пользуется протяжении многих десятилетий.

Многие философы, следуя аналогичной точки зрения о назначении философии, выражают ее несколько по-другому. Так, Аристотель излагает свою позицию по поводу самореализации человека, разделяя телесные блага (как-то здоровья), внешние блага (богатство), духовные блага (например, добродетель). В своем трактате "Никомахова этика" он пишет, что счастье - цель и конечная направленность любой человеческого существа - не может состоять из любых действий тела или чувств. Другими словами, счастье не в удовлетворении базовых потребностей. Скорее, счастья включает удовлетворение потребностей высшего уровня, которое, по Аристотелю, связывается с действиями благородного и лучшего, что есть у нас, - ума, причем не практического, который тоже направлен на базовые потребности, а ума спекулятивного или теоретического. Активность последнего, по Аристотелю, и есть счастье как существование в человеке интеллектуальных качеств, главным из которых является философская мудрость, которая обеспечивает человека выше истинами и ценностями. Последние наполняют человеческую жизнь глубоким смыслом, верой, надеждой, любовью.

О большой роли философии в поисках смысла жизни человеком, который оказался в критической ситуации, есть много честных и откровенных показаний. Одно из них принадлежит Северину Боэция, который, ожидая казни, перед лицом неминуемой жестокой смерти именно благодаря философии нашел мужество и силы создать лучшую свою книгу "Утешение философией".

Завершая наши размышления о значении философии в жизни отдельного человека, отметим еще и такое. Занятия философией систематизируют личный опыт, формируют упорядоченную систему знаний, ценностей, ориентиров. Человек настолько свободен, насколько осведомлена о значимости внешних воздействий на ее жизнь, насколько она может субординировать эти воздействия, ориентироваться в их спектре. Философия, наконец, приобщает человека к истории мысли, знакомит с различными точками зрения, что, в свою очередь, способствует развитию открытости, толерантности, человечности.

Кроме личностной, философия имеет еще и общественную значимость. Она выполняет в обществе ряд важных функций. Главные функции философии достаточно хорошо изложены в учебниках. Среди этих функций выделяют мировоззренческую, методологическую, поздняя горючую, ценностно-ориентационную и др.. При этом надо иметь в виду, что любая функция имеет место и смысл лишь тогда, когда философия: во-первых, выступает элементом более широкой социально-культурной системы, во-вторых, вызванная к жизни этой системой, детерминирована ею; по- В-третьих, способствует целостности и одновременно развития последней. Философия укоренена в социально-культурной системе, аккумулирует и передает следующим поколениям мировоззренческий опыт. Она создает обобщенные образы человека (антропология), бытие (онтология), деятельности (праксеология), познания (гносеология), ценностей (аксиология). Философия выполняет также критическую функцию. Анализируя предельные основания существующего бытия в социокультурной среде, проявляя ограниченности этих оснований, она формирует образы бытия должного, т.е. выдвигает новые идеалы, строит "возможные миры". С этим связана ее прогностическая функция.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии