Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Отыграв значительную роль в развитии человеческого сознания, становлении "духа", многотысячелетняя практика первобытного общества не могла дать науки по той простой причине, что тогдашнее знания в своей ориентации на решение задач непосредственного практического жизни не способно было подняться над своей примитивной основой.

 

Чтобы знание действительности превратились в научные, надо выделить человека не только практически, но и теоретически. Последнее требует выработки новых форм рациональности, отказа от "фантастических посредников" в пользу естественных процессов, что давало возможность связывать явления мира в рационально осмысленную систему, т.е. перехода от диалектики мифа к диалектике логоса. Именно тогда, когда практический опыт человека, его рациональные построения вступают в противоречие с мифологическими представлениями, целостная картина мира строится не на эмоционально-волевых актах, а на знании, возникающие наука и философия как формы теоретического освоения мира.

Для этого необходимы были как минимум следующие условия: достижение определенного уровня развития общественного производства, которое бы обеспечило переход от присваивающего типа хозяйства к производящему, отделение умственного труда от физического, распределение производства на материальное - производство вещей и идеальное (духовное) - производство идей, с возникновением которого мышление само становилось объектом исследования, а теоретическое объяснение природы и ее осмысление были бы выражены в пределах определенной системы знания; накопления знаний о мире, их осмысление и систематизация должны стать специальным занятием отдельных людей, с целью чего

и вырабатывались определенные методы обработки фактов, их теоретическое осмысление и построение на этой основе системы знания. И наконец, формирование свободной личности, ибо, как отмечал Аристотель, трудно быть философом, находясь в состоянии зависимости.

Формирование указанных условий как социальной предпосылки зарождения науки и философии хронологически совпадает с распадом первобытного общества и становлением рабовладельческого. Возникновение последнего, способствуя дальнейшей социализации человека, существенно изменило видение мира, способы деятельности и вычленения объектов деятельности. В отличие от, мифологического мировосприятия и миропонимания с их сочетанием природного и социального, формируются новые представления о мире и человеке, в которых природа и общество разделяются как нечто внешнее по отношению к человеку, что требовало обобщенного взгляда на мир и человека, т.е. осознанного теоретического освоения мира.

Первые ростки указанных черт философии Древнего мира определенным образом проявляются в духовной культуре Месопотамии и Египта. Благодаря выгодным природным условиям именно здесь возникает и развивается общество оседлых земледельцев, ускоряется процесс разделения труда и связанных с ним социальной дифференциации общества, концентрации населения в городах, развитию ремесла, товарно-денежных отношений, специализации самого труда. Все это интенсивно влияло на сознание человека, а новые виды хозяйственной деятельности требовали практического овладения природными закономерностями, накопления знаний и их систематизации в отдельных научных отраслях. Так, древние вавилоняне впервые разделили год на 223 дня, время - на секунды, минуты и часы, доказали теорему, известную сегодня как теорема Пифагора, заложили начала алгебры, геометрии, вавилонский ученый Селвек создал одну из первых геоцентрических систем.

Древние египтяне различали звезды и планеты, дали названия некоторым созвездиям, наметили разработку новых представлений о Земле, первыми создали географические карты, заложили основы механики, геометрии, нашли число пи и обнаружили его значение, разработали приемы действия с дробями, решение уравнений с двумя неизвестными. Значительных успехов достигли они в анатомии, медицине, химии. Рациональное отношение к процессам и явлениям, которые касались непосредственных практических потребностей жизни, прослеживается среди шумеров, ассирийцев. Однако ответа на вопрос о происхождении космоса, человека, его место в мире искались в тех же мифах, религиозных представлениях, которые оставались главными формами объяснения космологических процессов.

Более радикальные проявления рационализации сознания в месопотамской и египетской духовной культуре отражались во взглядах на общественно-политические проблемы, положение человека в обществе. Именно здесь возникает противоречие между мифологическим мышлением и новым, что зарождалось, первые ростки свободомыслия, в которых с логической силой прогрессивная мысль противопоставлялась традиционному рабовладельческом мировоззрения, религиозной скептицизма и оптимизма в жизни, обусловленных социально-экономическими факторами месопотамских государств и Египта.

Становление рабовладельческого строя здесь, как и позднее в большинстве стран мира, осуществлялось не только через ликвидацию родовых учреждений, но и вследствие превращения их в рабовладельческие институты, где реальная власть оставалась в руках той же родовой верхушки как светского, так и духовного состояния. Последняя, отводя мифа принадлежность к религиозному культу, сознательно стремилась закрепить существующее положение вещей, дать идеологическое оправдание дифференциации рабовладельческого общества, укрепление централизации власти, ее перемещение ссылками на авторитет Бога, превращая миф в мировоззрение архаичных слоев общества.

Одновременно государство рабовладельческой знати держалась на эксплуатации не только рабов, но и труда свободных общинников, что приводило к напряжению отношений между верхами и низами, которое, как свидетельствуют "Речи Ипувера", довольно часто выливалось в прямые восстания. Как следствие уменьшается роль крупных фараонских и храмовых хозяйств, возникают и растут рабовладение отдельных частных лиц, усиливаются роль и значение товарно-денежных отношений в жизни общества.

Появляется прослойка богатых свободных людей, которые вступают в борьбу ее старой рабовладельческой верхушкой, критически относятся к ее идеологии, в частности представлениям о вечности и о божественном происхождении власти знати с ее презрительным отношением к труду, религиозных догматов о загробной жизни, отстаивая новые Мнения о месте человека в обществе, смысл человеческого бытия. Показательным примером может служить классическое произведение стародавньоегипетськои литературы "Песнь арфиста", в котором отрицается существование потустороннего мира и отмечается, что надо дом ты о своей жизни в этом мире, не дожидаясь пока будут оплакивать, потому оплакивания еще никого не спасло от смерти, не думать о потустороннем мире, откуда еще никто не вернулся и не рассказал о своем существовании.

Еще полнее эта мысль изложена в одном из древнейших египетских папирусов, который хранится в Лондонском музее. В нем утверждается, что после смерти человек превращается в прах, а тот, кто хочет увековечить свою жизнь, должен позаботиться о своих земных деяниях, где мудрая книга, оставленная человеком, весит больше, чем дворец или часовня на кладбище. Мнение об ограничении жизни во времени и убеждение в том, что человек должен реализовать свои цели и стремления своими собственными усилиями и так достичь бессмертия, является доминирующей и в "Поэме о Гильгамеше", написанной аккадском языке на основе шумерских эпических песен.

Много памятников древней месопотамской и египетской литературы, дошедших до нас, подвергают сомнению не только признание потустороннего мира, но и самый смысл религиозного Хромец. Для примера можно назвать давньовавилонськи произведения "Диалог господина с рабом", "Поэму страдающего праведника", в которых приходится тщетность всех обращений к Богу и религиозных ритуалов. Привыкая к жертвоприношений, Бог начинает уподоблятися собаке, бежит за тем, кто бросит ему кусок мяса, требуя при этом: "исполняй мой ритуал", "следуй мою религию". Сомнение незнатного человека в справедливости установленных небом порядков, которое само является злым и несправедливым, прослеживается во всем содержании литературного памятника Египта Среднего царства "Разговор разочарованного со своим духом". Как и в предыдущих произведениях, здесь отрицается необходимость в заупокойном культе, обряде жертвоприношения, осуждается мир социальной несправедливости. Одновременно в этом произведении освещаются противоположные интересы различных слоев древнеегипетского общества, делается попытка заглянуть во внутренний мир человека, описать ее духовный распад, когда в мысли человека приходят сомнения относительно заупокойного царства, а вместе с ними горечь существования в этом мире, который наполнен злом, жестокостью, несправедливостью, воровством и грабежами и в котором даже брат отбирает вещи в своего брата.

В целом, несмотря на развитие научного знания, элементы свободомыслия и религиозного скептицизма для древней месопотамской и египетской духовной куль туры, мифология оставалась универсальной формой осмысления мира, поскольку в своей недифференцированной целостности мифа, являясь калькой реальных процессе »и видоизменяясь, кроме религиозных представлений, содержащих определенные знания, которые давали возможность объяснять новый общественный и жизненный опыт. Относительно философии, то здесь может идти не о философии как науке, а о духовных предпосылках его возникновения: хорошо развитый мифологическое мировоззрение и совокупность эмпирических знаний. Формирование философии в названных культурных цивилизациях тормозилось наличием достаточно влиятельной касты жрецов, которые не были заинтересованы в развитии теоретических исследований, которые могли поставить под сомнение религиозно-мифологическую идеологию, тем более что и сам уровень накопленного знания того времени и социально-экономические условия не требовали этого . Как таковая, философия формируется под влиянием новых социально-экономических и политических условий в трех мировых цивилизациях - стародавньоиндийський, Древнекитайскому и древнегреческой, достигнув вершин своего развития в последний.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии