Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Махабхарата и Рамаяна - это народные эпосы, которые составлены в середине I тыс. до н. н.э. Они продолжают традицию Упанишад, но в отличие от них отражают важные процессы обострения идеологической борьбы в тогдашнем обществе, которая велась между представителями низших варн и браминами, которые претендовали на безусловный авторитет в духовных вопросах.

У них более четко ставятся социальные проблемы, вычленяется противоречия взаимоотношений между богатыми и бедными, описываются завоевательные походы ариев, междоусобные войны между родоплеменными союзами древнеиндийского общества, раскрывается содержание ряда философских школ, о которых в предыдущих источниках лишь упоминается. Основными философскими текстами Махабхараты является "Книга Санатсуджоты", "Бхагавадгита", "Мокшадхарма" и "Анугита". Тексты Махабхараты и Рамаяны переведены на русский язык, что дает возможность их систематически исследовать.

На основе комментирования Вед, оппозиции брахманизма в эпический период (т.е. в первой половине I тыс. до н. Э) возникают главные течения стародавньоиндийськои философии. Согласно индийской традиции взгляды разных школ преподаются не в историческом порядке их возникновения, а по содержательной ценности - от менее значимых, по мнению автора, более ценных, завершаясь, разумеется, взглядами самого автора. Все же системы разделяются на Астика (утвердительные) и настика (отрицающие), которые нередко трактуются "правоверными" и "неправовирнимы" в чисто теистическом смысле, хотя фактически "правоверными" называются системы, которые признают авторитет Вед, а "неправовирнимы" - те, что его отрицают. Правда, и такое разделение по некоторым внешним признакам приводит к тому, что в одну группу попадают непохожие по своему содержанию и сути системы, которые могут квалифицироваться как идеалистические и реалистические, диалектические и релятивистские, мистические. Последнее является весьма существенным для изучения древнеиндийской философии, где сама правоверие возникала не столько с точки зрения верования, убеждения, сколько с точки зрения политической, социальной. Быть правоверным означало точно дот рифмоваться правил общественных отношений, законов варн, определенных обрядов. Правоверие - это скорее поведение, чем благочестие, почитания предков жертвами, а затем уже вера. В этом смысле к правоверным философских точек зрения (даршан) относятся системы санкхья, йога, ньяя и Вайшешика, миманса и веданта, а в неправовирних - чарвака-локаята, буддизм и джайнизм.

Санкхья как философская система является не только старейшей, но и глубоко продуманной, направленной на широкий круг явлений. Сам термин "санкхья" означает "счет", "вычитания", "обдумывание", "углубленное размышление", "правильное размышление", близкий к греческого термина "философия", "диалектика", славянского - "любовь к мудрости ", и не случайно, что санкхья называет себя" школой искусства думать ". Считается, что основателем этой школы был древнеиндийский мудрец Капила, а ее возникновение относится к VII - VI вв. до н. е. касается ее источников, то раньше существовал трактат Шаштимантра, но он пропал, и до нас дошло только два трактата, в которых отражены взгляды позднего санкхья - "Санкхья-сутра" и "Санкхья-карика", где эта школа потеряла свой прежний смысл, пойдя на компромисс с другими философскими, а тем более религиозными течениями, и превратилась в теистические систему. Безусловно, появление такой школы не могла быть внезапной, как и то, что она не могла быть созданная одним человеком. Она создавалась постепенно, элемент за элементом, и ее развитие шло не в одном направлении. Для построения же любой философской системы необходимо определить характер связей отдельных вещей между собой, установить закономерность явлений. Это задача санкхья решает, обращаясь к причинно-следственных связей, анализ и знания которых позволяют человеку выйти за поток перевоплощения, освобождение от законов кармы. Причину всего сущего санкхья выводит из характера следствия, между которыми должно быть определенное соответствие. Здесь впервые делается попытка понять природу причинности, считая ее отправной точкой для создания философской системы благодаря рациональному осмыслению опыта через логическое мышление. Для системы санкхья познания вообще определяется восприятиями и умозаключениями, а чистое знание возникает как результат опыта, то есть реального объединения манаса и предмета через восприятие. Согласно всякое знание считается конкретным, а потому материальным.

Основные положения философии санкхья сводятся к следующим моментам. Все в действительности имеет свою причину и следствие. Так, урожай риса можно получить только из его зерна. Итак, рис уже содержится в зерне. Такой же и мир окружающей действительности. Он материальный, и его причина должна быть материальной. Выведенную таким образом причину санкхья называет прадхане, или пракрити, - первой материей. Эта первая материя тонкая, выступает в потенциальной форме и поэтому не воспринимается непосредственно, хотя свойственная ей материальность приходится. Прадхана-пракрити безгранична, вездесущая и недифференцированная, предстает как живая реальность, способна к проявлению вещей. Проявление предметов и явлений окружающего мира происходит при помощи трех неуравновешенных реальностей-гун с участием пуруши, т.е. духа, живущего в первоматерии подобно жителя города, живущего в нем, органично связанный с ним и не может его покинуть. В онтологическом аспекте прадхана-пракрити является основой "ткани" свитопроявлення, гунны - это те нити причинно-следственной ряда осуществляющих постепенность перехода от причины к следствию, качественного состояния проявлений сущего. Такими гуннами являются: саттва - сила созерцания, раджас - сила действия (кинетическая энергия), тамас - сила инерции (потенциальная энергия). Гунны находятся в единстве, "неразлучные спутники, они вместе преодолевают дорогу, совместно обращаются как причина и не-причина". Проявления вещей происходят вследствие нарушения равновесия, где сначала проявляется Будха (ум, но еще не сознание). Если Будха мислитьсч в системе космоса, то возникает как Дух мира (маши - Великий разум). С махать проявляется аханкара (сознание, "Я", "основа личности"), из нее - маиас (ум, разум), затем пять сенсорных органов, пять моторных и пять грубых элементов, составляющих вещи (махабуг ): вода, огонь, земля и чистое пространство (акаша).

При всей упрощенности изложения основных положений философии санкхья все же нужно указать на то, что учение о гунны своим привнесением в понятие причинности качественной определенности является значительным достижением древнеиндийской философии не только в онтологическом, а гносеологическом аспекте. Согласно санкхья познается только то, что имеет хотя бы один признак, проявлением которой и является переход от потенциального состояния к актуальности, без чего, выражаясь языком Канта, прадханапракрити остается "вещью в себе". Как "вещь в себе" непознаваема, так и прадханапракрити непознаваема в своей равновесии без своего проявления. Познается прадхана только тогда, когда нарушается равновесие гун, то есть когда происходит переход от потенциальности к актуальности, определенности, потому что когда равновесие гун неустойчиво, то в "великом море материи появляются волны" - переходные формы, наступает процесс проявки, в котором принимают участие все гунны, но не равномерно, что позволяет говорить о различных состояниях сущностей. Осмысливая материальную субстанцию, человек старается думать о некоторых качества, олицетворением которых является саттва, раджас, тамас. Материя всегда находится в состоянии, соответствующем соединению их проявлений. Когда они идеально уравновешены, материя не воспринимается, и поэтому говорят, что она находится в состоянии размытости, неопределенности. При нарушении равновесия гун она проявляется, приобретает определенность, переходя от причины к следствию и реализуя изменение причин. Познавая причины, человек постепенно от воплощения к воплощению учится не делать плохого и так пересиливает плохую карму, над чем уже никто ничего не сделает, потому что дело, начавшееся, должен прийти к своему завершению. В процессе познания осознается самоопределение свитопроявлення и отделения самосознания от всего причинно-следственной ряда, с которым она иллюзорно связывается. Осознание того, что человек не привязан к Вселенной, возвеличивает ее, карма, как бы она не проявлялась, является лишь препятствием к освобождению. Послуговуючы своим телом как колесницей, на которой осуществляется путь через самсары и которую она покидает, достигнув конечной цели - освобождения, человек достигает свободы, осознавая, что все перипетии "объективного мира" ее не касаются, она становится свободной и безразличной ко всему. Проблемы морали здесь не интересуют систему санкхья, поскольку процесс освобождения рассматривается только в области чистого знания, независимо от любых моральных моментов, потому что для освобождения нужны сила и решительность, чтобы разорвать узы: "добродетельный человек или полная она пороков, но, познавая, она выбирается из крайностей важкоздоланого моря страстей и смерти ". Теория заканчивается и требуется практика, которой и возникает йога. Относительно связи санкхья и йоги, он неоспоримый, ибо санкхья является теорией йоги, а йога - праксиса санкхья.

Йога - явление древнее и, вероятно, не арийского происхождения, хотя основания этой школы приписывают известному индийскому грамматику II в. до н. е. Патанджали, труд которого "Йога-сутра" считается наиболее полным, самым ранним и наиболее авторитетным изложением йоги, родственный санкхья и всегда признавалась как "настоящая йога", как мерило, по уровню отклонения от которого можно судить о степени правомерности других текстов. С точки зрения современных исследований этой школы очевидны два момента: йога не была в строгом смысле слова философской системой, а представляла собой некую систему упражнений, которая шла от древности; Патанджали объединил различные виды практики йоги с некоторыми положениями метафизики санкхья и предоставил учению йогов ту форму, в которой она дошла до нас.

Термин "йога" происходит от глагола и означает "напрягать усилия", "стараться", "упражняться", "связывать". Отсюда два основных значения йоги: упражнение, укрощение и преданность. В широком смысле слова йога является системой упражнений медитативных практики, направленной на то, чтобы с ее помощью освободить душу от оков самсары и кармы, или, по выражению самого Патанджали, "йога - это удержание материи мысли от завихрения", и когда это достигается, "зритель находится в собственном образе". В технике этих упражнений индийский народ вложил свою вековую мудрость, глубокое знание физиологических и психофизиологических закономерностей, умение управлять благодаря им своими органами и функциями организма. К пониманию этих закономерностей западноевропейская наука пришла только в 60-х годах нашего века после создания науки психофизиологии.

Восприняв от санкхьи положение о дуализме и единство пуруши и пракрити, йога исходит из того, что окружающий мир никем не создан, а возникает вследствие самого развития Будха, не исключая из свитопроявлення представления о перевоплощении и законы кармы. Освобождение от них она ищет в самоуглубления, собранности, концентрации сил и внимания на углублении во внутренний мир самого человека. Благодаря этому человек олицетворяется, подходит к слиянию объективного и субъективного в себе, и уже не откликается ни на радость, ни на горе, достигает освобождения как от вечных потоков самсары, так и законов кармы. Именно этой цели послуговують физические упражнения восьмиступенчатой йоги Патанджали.

Первым звеном йоги Патанджали появляются подготовительные упражнения морального характера, которые нужны для всех этапов жизни человека - яма, нияма и физиологические упражнения асаны. Термины "яма" и "нияма" происходят от общего корня "памяти", где первое означает воздержание и содержит следующие требования: не причинять вреда, быть правдивым, умеренным, целомудренным, не принимать подарков, второе - следование, внутренняя дисциплина, предусматривающие чистоту , удовлетворенность, изучение Писания, соблюдение заповедей. Включением указанных требований в свою систему, а не формальным обращением к богу Ишвара определяется отнесение йоги до правоверных даршан. Термин "асана" означает "сиденье, положение, осанка". Цель асан - укрепить тело, тока действия органов, создать устойчивое положение, которое не препятствовало самоуглубления. Вместе асана - это не только положение тела, а выбор места для йогических упражнений, требует чистоты, тишины, полной безопасности, пространственной ориентации на токи тропизмов. Вторым звеном восьмиступенчатой йоги является пранаяма - сознательное содержание дыхания, контроль над ним, благодаря чему достигается управление всеми кортико-висцеральными функциями. Завершает подготовительный степень прадьяхара - оттягивание, отвлечение чувств, выработки способности не реагировать на внешние воздействия. Идеалом такого отвлечения чувств может быть состояние человека, который сидит у реки и лица которой, как маской, покрыто комарами, а она совсем не реагирует на них. За этими упражнениями следуют еще три, Патанджали объединяет под названием самьяма - охват, собрания: дхарама - внимание, содержание мысли; дхьяна - созерцание, медитация и самадхи - сосредоточение. Суть их сводится к тому, чтобы человек выработал в себе умение концентрироваться на чем-то одном, потому что когда взгляды расходятся, она не способна собраться. Так, мы внимательно слушаем музыку, направляя слух, чувствуем ритм, мелодию. С сосредоточением внимания они предстают как единое целое, простое, музыка настолько овладевает нами, что все остальное не воспринимается, остается только бытие музыки. В состоянии глубокого транса, слиянии объективного и субъективного человек достигает олицетворение, увольнение.

Йога Патанджали - лишь одна из йог, который называется хатха-йога (физическая йога), кроме которой существуют: кармайога - йога действия, общественной дисциплины; лайя-йога - йога свободы, путь господства над энергиями, которые возбуждают силы природы; дх ' яна-йога - путь размышлений, дает власть над процессами мышления, самадхи-йога - путь властвования над нервно-психическими силами и силами экстаза, сочетание с мировой душой. Королевой всех йог считается раджа-йога - господство над всеми силами интеллекта, пятой, высшим звеном которой служит состояние титикши-полное безразличие ко всему. Однако при всем многообразии йог постоянной для них является ориентация на личное, индивидуальное освобождение.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии