Горгий (483 - 373 до н. Н.э.) первым назвал себя "учителем мудрости" и начал брать плату за обучение. Используя стихийную диалектику Гераклита в Элейский интерпретации, он довел их до релятивизма, граничил с скептицизмом, воплотив их в своих тезисах: "ничто не существует", "если же что-то существует, то его невозможно узнать", "если его можно познать, то нельзя передать и объяснить другому ".
Лучшим и совершеннейшим инструментом человека Горгий считал язык, начав точно различать слов, использовать их в различных контекстах, что способствовало осознанию различия между тем, что познается, и тем, кто познает, между мыслью и формой ее изложения, развития риторики и логики.
Протагор (490 - 420 до н. Н.э.) признавал материальность мира, коми одно приходит на место того, что уже отошло. Это составило основу его взглядов, обусловив их гносеологический релятивизм: материя может быть всем, чем она кажется каждому, а истиной является только то, что таковым считается. Релятивизм Протагора проявлялся и в отношении к богам, при которых нельзя сказать, существуют ли они в действительности, не существуют, ни того, какую облик они. Такое отношение к богам было свойственно и другим софистам, в частности Продик. Значительное внимание Протагор уделял языку, он один из первых определил род существительных, разделил речь на четыре вида просьбы, вопросы, ответ, установка, которые рассматривал как корни языка. Обращаясь к человеку, его жизни и практических нужд, он выдвинул свое известное положение. "Человек - мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют".
Всего софисты, как старшие, так и младшие, перенесли ориентации философских интересов на человека, на те науки, которые касались человеческой деятельности. Обращаясь к общественной жизни, они предпочитали естественному порядку вещей, ставя его выше закона, и отстаивали мысль о равенстве людей от природы (Антифонт, Алкидом), за их свободы, относительного характера добра и зла, указав на то, что для одного является добром , то для другого может оказаться злом. И все же непосредственное обращение к проблеме человеческого бытия в русле критики релятивизма и скептицизма софистов в античной философии было осуществлено Сократом.