Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Сенека Луций Анней (4 до н. Н.э. - 65 н. Н.э.) родился в центре римской провинции Бетика в Южной Испании - городе Кордубе (Кордове). Отец его принадлежал к знатной и богатой семьи всадников, получил образование в Риме, куда вскоре переехал, был известным ритором. Сенека-младший тоже получил всестороннюю юридическое образование, знание естественных наук и философии.

 

Его учителями были Сатион из Александрии, киник Деметрий, стоик Аттал, эклектик Фабиан бумаги. Долгое время Сенека занимался успешной адвокатской практикой, был избран в сенат. Завистливый Калигула приказал убить Сенеку, и только случайность спасла того. Император Клавдий высылает его на о. Корсику. Через восемь лет императрица Агриппа возвращает Сенеку в Рим, где он становится воспитателем Нерона, после восшествия которого на престол получает высшие почести и занимает высокое общественное положение. Первые пять лет Нерон прислушивается к советам Сенеки, изложенных в посвященном ему трактате "О милосердии", а затем резко меняет политику. Сенека попадает в немилость, покидает Рим и поселился в своем поместье, занимаясь главным образом литературно-философской деятельностью. Обвинен в заговоре Пизона, он по приказу Нерона кончает с жизнью.

Сенека был автором многих трудов, написанных преимущественно в последние годы жизни. "Суждения о провидении", "О счастливой жизни", "О стоическую философию", "О свободное время", "О добродетельным", "Религия египтян", "Индия", "Нравственные письма к Луция", "Природные вопрос", 10 диалогов на философско-этические темы, 9 трагедий.

Сенека был хорошо знаком с историей философии. Он постоянно обращается к творчеству почти всех мыслителей античности, своих предшественников и современников, ссылается на них. Однако относится к ним Сенека по-разному, их труды интересующие его с практической стороны, прежде нравственные вопросы. Так, Сенека положительно относится к Пифагора за его учение о переселении душ, к Гераклиту - за признание изменчивости мира и отказ от страха перед смертью. К элейцы, мегарики, еритрийцив, киренаикив и академиков Сенека относится довольно скептически. О Сократе он говорил с уважением, но не столько о его взглядах, как об образе жизни. Аналогичное отношение его и до Платона, которого оценивает не как философа - теоретика, а как учителя нравственности. Сдержанно относясь к Аристотелю, Сенека увлекался стоиками, ставя их личную жизнь выше их учение. Отсюда ориентация Сенеки на стоицизм, а соответственно и его еклектизация. В обращении Сенеки к истории философии следует обратить внимание на то, что он был не "рабом предшественников", а их единомышленником, постоянно подчеркивал необходимость стоять на своих собственных ногах, то есть овладевать знаниями, чтобы самостоятельно делать, говорить самому.

Разделяя философию на умозрительную и прикладную, Сенека резко противопоставлял мудрость и философию, с одной стороны, а знания - с другой. Отличие между ними видел в том, что благодаря знаниям человек становится ученее, а не лучше, тогда как философия, мудрость есть руководствами для жизни. Сенека требовал ограничивать знания как род несдержанности, потому что для мудрости нужен простор, тогда как знание забивают голову глупостями. Искусство мудреца, философа - утолять беды, делать человека достоинству в страданиях, нищете, гонениях, изгнании. Цель философии - формировать характер человека, чтобы он был способен противостоять всем ударам судьбы. Предметным содержанием философии Сенека считал природу, характер и ум, разделяя философию на этику, логику, физику и предпочитая этике.

В объяснении природы Сенека, как и стоики, выходил из ее понимания как метафизической реальности, приписывая ему черты разумности и божественности и выделяя две причины: пассивную материю и активный ум. Материя пассивна, неподвижная, готова на все, но бездействует до тех пор, пока ее не приведут в движение. Разум движет материей, как хочет, придает ей формы, лепит всякие предметы. При этом материю и разум Сенека рассматривает как телесные, хотя не вполне придерживается этой позиции. Как и представители Старой и Средней Стои, он берет за начало начал бытие как все то, что есть, и разделяет его на телесное и бестелесное, одухотворенное и неодухотворенный, повторяя их учение об элементах (вода, огонь, земля и воздух). По его мнению, в природе ничто не задерживается, непрерывно течет и уступает место для другого согласно присущим законом природы, под которым понимается закон судьбы, а его смысл сводится к тому, что он неподвластен человеку. Этот закон осуществляет свое право и никакие молитвы его не задевают, он идет своим необратимым путем, который вытекает из судьбы.

Примиряя Бога и природу, Сенека подходил к пантеизму. Он утверждал, что не может быть природы без Бога, а Бога без природы. Бога рассматривал как внутренне присущую природе силу, которая направляет все происходящее целесообразно, являясь как мировой разум, красота и гармония самой природы, судьба, провидение. Богам Сенека придавал философского содержания и отвергал те глупости, которые приписывали им поэты, выступал против привычных способов почитания богов - жертвоприношение и молитв, видя настоящее богопочитания в познании Бога. По мнению Сенеки, Бога чтит тот, кто его узнал, а пытаться подкупить его жертвоприношениями, просить у него благ - значит не уважать Бога и не понимать его истинной природы, ибо Бог творит добро в силу своего существования. Действительная же религия - это культ добродетельным, и добродетельный человек богоподобный, а Бог как источник добра преобладает человека не качественно, а количественно. Сенека сближал Бога и человека и подчеркивал, что они природу одного качества, связанную с душой. Человеческая душа - это частица мировой души, божественного духа, погруженный в тело человека. Всего признавая телесность души человека, Сенека все же противопоставляет душу и тело, приходя к выводу о том, что человек должен освобождаться от тела, которое является оковами души. Признавал он и бессмертие души, возвращение к богам, чем пытался преодолеть в человеке естественный страх перед смертью, показывая так, что жизнь несколько мало достойное, чтобы за него цепляться. Сенека убеждал, ицо смерть с обычное дело, а жизнь значит знать, как жить, допускал добровольное прекращение жизни, но при определенных условиях. Такими условиями он считал не только телесные недуги, особенно когда они затрагивают душу, но и рабство.

Проблема рабства всесторонне рассматривалась Сенекой. Конечно, он был не против социального рабства и даже по-своему оправдывал его, считая, что рабом становится тот, кто не имеет мужества умереть. Сенека расширял понятие рабства бытом, топя в нем социальное. Это рабство человека, становится рабом своих страстей и пороков. Именно оно (рабство перед вещами, рабство несдержанности, скупости, честолюбия, страха) является сильнее социального рабства, ибо воспринимается не по принуждению, а добровольно. Сенека утверждал о том, что рабское состояние не распространяется на всю личность самого раба, касается его тела, а не духа, который сам по себе является господином. В определенной степени он проповедовал равенство и свободу людей, указывал на случайность рабства, обращал внимание на милосердное отношение к рабам.

В понимании общества Сенека проводил ту же идею космополитизма стоиков, но поддерживал понятие человека как индивида, стремящегося к совершенствованию. Основу человеческого общества он видел в общении, которое бы обеспечивало человеку господство над животными и другими царствами природы, единство божественного и человеческого. Все, что есть в природе, Сенека рассматривал составляющими одного крупного тела, а весь мир, космос - общим божеством всех людей. Сам одинокий, он призвал к дружбе с собой и со всем, понимая под дружбой внутренний мир и гармоничность внутри человека, господство в нем высшего (разума) над низшим (природой), где такой человек, гармоничная и самозаспокоена, может стать другом и для других людей.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии