Сенека Луций Анней (4 до н. Н.э. - 65 н. Н.э.) родился в центре римской провинции Бетика в Южной Испании - городе Кордубе (Кордове). Отец его принадлежал к знатной и богатой семьи всадников, получил образование в Риме, куда вскоре переехал, был известным ритором. Сенека-младший тоже получил всестороннюю юридическое образование, знание естественных наук и философии.
Его учителями были Сатион из Александрии, киник Деметрий, стоик Аттал, эклектик Фабиан бумаги. Долгое время Сенека занимался успешной адвокатской практикой, был избран в сенат. Завистливый Калигула приказал убить Сенеку, и только случайность спасла того. Император Клавдий высылает его на о. Корсику. Через восемь лет императрица Агриппа возвращает Сенеку в Рим, где он становится воспитателем Нерона, после восшествия которого на престол получает высшие почести и занимает высокое общественное положение. Первые пять лет Нерон прислушивается к советам Сенеки, изложенных в посвященном ему трактате "О милосердии", а затем резко меняет политику. Сенека попадает в немилость, покидает Рим и поселился в своем поместье, занимаясь главным образом литературно-философской деятельностью. Обвинен в заговоре Пизона, он по приказу Нерона кончает с жизнью.
Сенека был автором многих трудов, написанных преимущественно в последние годы жизни. "Суждения о провидении", "О счастливой жизни", "О стоическую философию", "О свободное время", "О добродетельным", "Религия египтян", "Индия", "Нравственные письма к Луция", "Природные вопрос", 10 диалогов на философско-этические темы, 9 трагедий.
Сенека был хорошо знаком с историей философии. Он постоянно обращается к творчеству почти всех мыслителей античности, своих предшественников и современников, ссылается на них. Однако относится к ним Сенека по-разному, их труды интересующие его с практической стороны, прежде нравственные вопросы. Так, Сенека положительно относится к Пифагора за его учение о переселении душ, к Гераклиту - за признание изменчивости мира и отказ от страха перед смертью. К элейцы, мегарики, еритрийцив, киренаикив и академиков Сенека относится довольно скептически. О Сократе он говорил с уважением, но не столько о его взглядах, как об образе жизни. Аналогичное отношение его и до Платона, которого оценивает не как философа - теоретика, а как учителя нравственности. Сдержанно относясь к Аристотелю, Сенека увлекался стоиками, ставя их личную жизнь выше их учение. Отсюда ориентация Сенеки на стоицизм, а соответственно и его еклектизация. В обращении Сенеки к истории философии следует обратить внимание на то, что он был не "рабом предшественников", а их единомышленником, постоянно подчеркивал необходимость стоять на своих собственных ногах, то есть овладевать знаниями, чтобы самостоятельно делать, говорить самому.
Разделяя философию на умозрительную и прикладную, Сенека резко противопоставлял мудрость и философию, с одной стороны, а знания - с другой. Отличие между ними видел в том, что благодаря знаниям человек становится ученее, а не лучше, тогда как философия, мудрость есть руководствами для жизни. Сенека требовал ограничивать знания как род несдержанности, потому что для мудрости нужен простор, тогда как знание забивают голову глупостями. Искусство мудреца, философа - утолять беды, делать человека достоинству в страданиях, нищете, гонениях, изгнании. Цель философии - формировать характер человека, чтобы он был способен противостоять всем ударам судьбы. Предметным содержанием философии Сенека считал природу, характер и ум, разделяя философию на этику, логику, физику и предпочитая этике.
В объяснении природы Сенека, как и стоики, выходил из ее понимания как метафизической реальности, приписывая ему черты разумности и божественности и выделяя две причины: пассивную материю и активный ум. Материя пассивна, неподвижная, готова на все, но бездействует до тех пор, пока ее не приведут в движение. Разум движет материей, как хочет, придает ей формы, лепит всякие предметы. При этом материю и разум Сенека рассматривает как телесные, хотя не вполне придерживается этой позиции. Как и представители Старой и Средней Стои, он берет за начало начал бытие как все то, что есть, и разделяет его на телесное и бестелесное, одухотворенное и неодухотворенный, повторяя их учение об элементах (вода, огонь, земля и воздух). По его мнению, в природе ничто не задерживается, непрерывно течет и уступает место для другого согласно присущим законом природы, под которым понимается закон судьбы, а его смысл сводится к тому, что он неподвластен человеку. Этот закон осуществляет свое право и никакие молитвы его не задевают, он идет своим необратимым путем, который вытекает из судьбы.
Примиряя Бога и природу, Сенека подходил к пантеизму. Он утверждал, что не может быть природы без Бога, а Бога без природы. Бога рассматривал как внутренне присущую природе силу, которая направляет все происходящее целесообразно, являясь как мировой разум, красота и гармония самой природы, судьба, провидение. Богам Сенека придавал философского содержания и отвергал те глупости, которые приписывали им поэты, выступал против привычных способов почитания богов - жертвоприношение и молитв, видя настоящее богопочитания в познании Бога. По мнению Сенеки, Бога чтит тот, кто его узнал, а пытаться подкупить его жертвоприношениями, просить у него благ - значит не уважать Бога и не понимать его истинной природы, ибо Бог творит добро в силу своего существования. Действительная же религия - это культ добродетельным, и добродетельный человек богоподобный, а Бог как источник добра преобладает человека не качественно, а количественно. Сенека сближал Бога и человека и подчеркивал, что они природу одного качества, связанную с душой. Человеческая душа - это частица мировой души, божественного духа, погруженный в тело человека. Всего признавая телесность души человека, Сенека все же противопоставляет душу и тело, приходя к выводу о том, что человек должен освобождаться от тела, которое является оковами души. Признавал он и бессмертие души, возвращение к богам, чем пытался преодолеть в человеке естественный страх перед смертью, показывая так, что жизнь несколько мало достойное, чтобы за него цепляться. Сенека убеждал, ицо смерть с обычное дело, а жизнь значит знать, как жить, допускал добровольное прекращение жизни, но при определенных условиях. Такими условиями он считал не только телесные недуги, особенно когда они затрагивают душу, но и рабство.
Проблема рабства всесторонне рассматривалась Сенекой. Конечно, он был не против социального рабства и даже по-своему оправдывал его, считая, что рабом становится тот, кто не имеет мужества умереть. Сенека расширял понятие рабства бытом, топя в нем социальное. Это рабство человека, становится рабом своих страстей и пороков. Именно оно (рабство перед вещами, рабство несдержанности, скупости, честолюбия, страха) является сильнее социального рабства, ибо воспринимается не по принуждению, а добровольно. Сенека утверждал о том, что рабское состояние не распространяется на всю личность самого раба, касается его тела, а не духа, который сам по себе является господином. В определенной степени он проповедовал равенство и свободу людей, указывал на случайность рабства, обращал внимание на милосердное отношение к рабам.
В понимании общества Сенека проводил ту же идею космополитизма стоиков, но поддерживал понятие человека как индивида, стремящегося к совершенствованию. Основу человеческого общества он видел в общении, которое бы обеспечивало человеку господство над животными и другими царствами природы, единство божественного и человеческого. Все, что есть в природе, Сенека рассматривал составляющими одного крупного тела, а весь мир, космос - общим божеством всех людей. Сам одинокий, он призвал к дружбе с собой и со всем, понимая под дружбой внутренний мир и гармоничность внутри человека, господство в нем высшего (разума) над низшим (природой), где такой человек, гармоничная и самозаспокоена, может стать другом и для других людей.