Эпиктет (ок. 50 - ок. 138 н. Н.э.) родился во Фригии рабом и долгое время был им, даже не имея имени, потому Эпиктет - это не имя, а кличка раба. Вместе с хозяином посещал лекции стоика Мусония Руфа. Получив свободу, Эпиктет стал проповедовать стоицизм.
При правлении Домициана одновременно с другими риторами и философами был изгнан из Италии. В городе Никополе «(Эпир) он открыл свою философско-воспитательную школу. Как и Сократ, Эпиктет ничего не писал, вероятно, был неграмотен, а его учение дошло до нас благодаря его ученику Флавию Арриану, который аккуратно записывал слова своего учителя, систематизировав их в "Беседах Эпиктета" и "Руководстве Эпиктета".
Человек малообразованный, Эпиктет был скорее популяризатором стоицизма, чем оригинальным мыслителем. Развивающиеся основ греческого стоицизма, в частности Хрисиппа, разделяя философию, как это было принято, на логику, этику, физику, каждая из которых была необходима для другой. На первое место Эпиктет ставил этику, подчиняя ей логику и физику, к которым относился безразлично. Так, он заявлял, что ему безразлично, из чего состоит материя Вселенной, и если философия что-то может принять по физике, так это возможность согласовать свои желания с естественным течением вещей и осознать, что миром правят боги. Ядром философии является этика, которая учит добродетельным, и жизнь в согласии с природой.
Тезис этических взглядов Эпиктета заключалась в утверждении: существующий порядок вещей изменить невозможно, он от нас не зависит, и если можно что-то изменить, то это только свое отношение к этому существующего порядка, ибо человек не может желать того, что ей не под силу. Поскольку изменить объективный мир, общество человеку не под силу, то и не следует стремиться к этому. "Не желай, - заявлял Эпиктет, - чтобы все происходило, как ты хочешь, а желай, чтобы все шло, как говорится, и будет тебе хорошо в жизни".
Следуя классический стоицизм, Эпиктет придерживался точки зрения, что мир, природа умные, проникнуты мировым разумом, логосом, который вводит в природу порядок и закономерность. Разум человека является частью мирового космического разума, вместе со свободой мысли и свободой воли он не может быть отчужден от человека. Никто не может отобрать у человека ни то, ни другое, даже если у нее отбирают имущество, честь, семью или и тело. В этом плане Эпиктет, как и Сенека, подменяет социальное рабство нравственным, но если Сенека это делает с позиции рабовладельца, то Эпиктет - с позиции раба. Свобода и независимость в него сводятся к духовной свободы, свободы примирения с действительностью. Это свобода покорной человека, которая гордится своей покорностью и смирением, подменяя ими изменения порядка вещей объективной действительности изменением своего сознания и своего отношения ко всему.