Марк Аврелий (121 - 180 н. Н.э.) - император Римской империи, правление которого пришлось на довольно сложный период ее истории. С высоты своего положения он, как никто другой, чувствовал те кризисные явления, которые нарастали в римском обществе, и задумывался над их последствиями.
В философии стоицизма Марк Аврелий искал мировоззренческий средство гармонизации общества на общем фоне бренности, бижучости, низости и неновизны жизни и погребе в практическом погружения в эту временность. Все это отражено в его работе "К самому себе" ("Наедине с собой"), которая была найдена после его смерти.
В осмыслении мира, смысла человеческого бытия Марк Аврелий исходил из признания одного большого целого, которым руководит его Разум - Логос, в котором все связано. Это Целое динамическое, подчинено промысла, поэтому его нужно воспринимать как провидение, такое, что вытекает из одного начала. В Целом Марк Аврелий размещает и Бога, беспокоится о благе людей. Люди как разумные существа разумными является в своем уме, и все они имеют единую мировую душу и единый разум, благодаря чему они сходятся между собой. Человек должен смертное тело, душу - проявление живой силы и руководящее начало - гегемоник, который и является умом. Разум Марк Аврелий называл в человеке его гением, божеством, который надо беречь и не обижать ничем ниже. Это означало помнить о стыд, отказ от подозрений, проклятий, лицемерия, от желания чего-нибудь такого, что прячут за стенами и замками, то есть не давать своей душе упасть до недостойного разумной и призванной к гражданской жизни существа.
Идеалом для Марка Аврелия появлялась зрелая, мужественная, преданная интересам государства человек, который чувствует себя на страже и с легким сердцем ожидает вызов жизни, видит мудрость справедливой деятельности, преследует долгосрочные цели. Главными моральными ценностями он считал справедливость, истину, благоразумие, мужество, отмечал, что при всей суетности жизни стоит заботиться о правдивости помыслов, общеполезных деятельность, небрехливу язык, душевный настрой, который с радостью принимает все как необходимое, предусмотрено. Разум Марк Аврелий сравнивал именно с "общеполезных деятельностью", называя "гражданством", противопоставляя их таким псевдоценности, как одобрение толпы, власть, богатую жизнь, полное наслаждение.
Указанное употреблялось у Марка Аврелия с признанием низости жизни, его ненужности, неновизны, разочарованностью, личным и историческим пессимизмом и фагализмом. Остро ощущая текучесть времени, он не признавал ценности ни прошлого, которое уже прошло и в каком действительно было мало нового, ни будущего. Нередко приходил к мысли о свободе человека по воле богов, но ставил ее в зависимость от воли Бога. Отсюда отказ от активной борьбы со злом, проповедь о принятии жизни и смерти, какие они есть, где человек должен жить так, чтобы каждый день был последним и каждое дело, которое она делает, была последней. Для Марка Аврелия это означало провести момент времени с природой, а затем отойти от жизни с таким облегчением, как падает созревший плод, благословляя природу, которая его породила и благодаря дереву, на котором он созрел. Именно такой и есть требование жить в согласии с природой, ибо то, что происходит с естественным течением вещей, не может быть плохим. Всему этому должна учить философия, которую Марк Аврелий нередко разводил мистикой.
Стоицизм сочувственно воспринимался христианством за его интерпретацию Бога, промысла и судьбы. Так, христианские теологи сфальсифицировали переписку Сенеки с апостолом Павлом, используя его этику и этику Эпиктета для формирования своего учения, резко отрицательно относясь к другой эллинистической и римской философского течения - эпикуреизма.
Эпикуреизм - учения Эпикура и его учеников - зародилось в конце IV в. до н. н.э. и просуществовало до II в. н. е., хотя, по справедливому замечанию А. Лосева, ему никогда не везло в адекватном понимании, поскольку его части приводило к теории ничем не сдержанного наслаждения с игнорированием всех других способностей человеческого духа