Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Предтерпение - это скорее критерий истины, а нашего отношения к вещам, определения того, какие вещи мы должны, а какие обходить. Под "броском мысли" Эпикур понимал умение объяснять множественное через единичное, умение обобщать и кратко схватывать все то, что раньше изучалось частично, свести множественность к простым основ и слов, увидеть первое знание, которое не требует доказательства.

В других случаях "бросок мысли" вставал у него как удачное домысливания, для чего нужны интуиция, умение представлять то, что в принципе чувственно не воспринимается. Именно так, по мнению А. Чанышева, Эпикур додумывает чувственную картину мира в пустоты и атомов, ибо без домысливания их объясняется масса данных нам в ощущениях эмпирических явлений [40, с. 82).

В общем, возможность чувственного восприятия удаленных от нас предметов Эпикур объяснял в духе гносеологии Демокрита, считая, что все предметы сами по себе первично и вторично как тонкие телесные образы, "идолы". Эти "идолы" существуют, как и вещи, объективно, они умозрительные и ощущаются чувственно. Непосредственно мы живем не среди вещей, а среди их образов, которые постоянно теснятся вокруг нас, благодаря чему мы и вспоминаем недостающие предметы. Эпикур считал, что чувство непогрешимы, а ошибки и уклонах в познании возникают потому, что мы неправильно судим о данных нам ощущения. Если возникают ошибки, то ошибается разум, а не чувства, потому что они дают верные показания о мире, который нас окружает. Нетрудно проследить, что при всем своим положительных моментах теория познания Эпикура страдала абсолютизацией сенсуализма, пренебрегала тем неоспоримым фактом, что разум не является простым пленником ощущений. Но именно своим обращением к аксиоматичности чувственности каноника у Эпикура представала своеобразным введением в его физики.

С точки зрения Эпикура физика давать истинное понимание природы, устранять чувство страха перед неопределенным будущим, вести человека к свободе. Главное для нее - показать, что какие бы ни были причины явлений, они предстают естественными и не требуют никаких надуманных сил. Это касается как земных, так и небесных сил. Естественное объяснение последних возможно потому, что все, что происходит на небе, ничем не отличается от того, что происходит на земле, которая является частью неба, а весь наш мир - часть неба, которая включает в себя светила, Землю, все небесные явления .

Во взглядах на природу Эпикур отвергал вмешательство потусторонних сил, которые держат человека в постоянном страхе, позбувають ее внутренней убежденности. Космическом телеологизма Платона и аристотелевском разделения мира на надлунную и подлунном его части он противопоставлял монистического учения о материальном единстве мира в его многообразии, при объяснении которого допускал плюрализм мнений. В основе взглядов Эпикура на природу лежал "закон сохранения бытия", сформулированный Парменидом, согласно которому ничто не возникает из несуществующего и ничто не погибает и не переходит в несуществующее. Эпикур обосновывал мысль о вечности Вселенной, существовать вечно, ибо, кроме Вселенной, нет ничего, что могло бы войти в него и достичь там определенные изменения. Вселенная рассматривалась им как состоящий из тел, пустоты и свойств тел - постоянных и переходных. Постоянными свойствами тел он считал форму, величину и вес. Сами тела Эпикур разделял на простые и сложные. Сложные тела состоят из простых, а последние являются простыми потому, что они неразделимы. Эти неделимые тела Эпикур называл атомами, доходя таким образом до их признания.

Все в мире делится до бесконечности, но если бы существовала только эта бесконечная делимость, то она привела к неизвестно какого потока. Это требует в непрерывном потоке фиксировать непрерывно точки, которые и являются атомами - первобытными буттийнимы основами, аналогами аксиоматической и непосредственной чувствительности, которой должны обладать першоначала. Число атомов для Эпикура не бесконечно. Полемизируя с Левкиппа и Демокрита, он отстаивал положение о том, что количество форм атомов не бесконечна, а излишне велика, поскольку на каждый мир расходуется конечна количество атомов. Однако у Эпикура бесконечность не унижается, а выступает основой для доказательства бесконечности миров во Вселенной. Вселенная безгранична пространственно, так иметь предел означало бы видеть его конец, невозможно. То, что не имеет предела, - безгранично. Эпикур отрицал преобразования бытия в небытие и, наоборот, не допускал ни абсолютного возникновения, ни абсолютного уничтожения. Все изменения и преобразования он связывал с пространственным перемещением атомов, их увеличением в одном месте и уменьшением в другом, где для движения не нужны ни мировая душа Платона, ни перводвигатель Аристотеля. Причина движения находится в самых атомах, где первоначальным является падение в бездну пустоты под действием собственного веса. Эпикур высказывал догадку о том, что несмотря на разный вес атомы движутся с одинаковой скоростью. А поскольку, как в данном случае, атомы движутся только прямолинейно и равномерно и ни один атом не может догнать другие, что делает невозможным их сочетание, то Эпикур сравнению с Левкипп и Демокрит вводит идею спонтанного движения как отклонение от прямолинейного. Именно благодаря этому атомы объединяются, образуют предметы и явления окружающего мира, а также сами миры. В догадке о спонтанном движение атомов Эпикур нашел основу для свободы человека, его мышления и поведения, отбросив фаталистическое понимание законов природы.

Признавая в природе действие ее собственных закономерностей, Эпикур не отвергал существование в ней богов, но давал иное толкование, чем религия и обыденное сознание. С точки зрения

Эпикура, думать, что боги заботятся тем, что происходит в мире, значит приписывать им человеческие свойства, в частности гнев, страх, милость, которые несовместимы с благочестием, а возникающие слабости, страха и потребности в других. В богах нет ничего, кроме атомов, но они обладают всеми функциями, которые заложены в природе. Они в ничто не вмешиваются, не действуют на мир и мир не может влиять на них. Имея все, что требует их природа, боги столь же-углубленные в себя, что все связи с космосом нарушили бы их блаженство. Эпикурейские боги абсолютно счастливы, находятся не в мирах, а между мирами и Вселенной. Такой интерпретацией богов, как своеобразного идеала мудреца, Эпикур устранял страх человека не только перед природой, но и перед богами, призывая ее надеяться только на себя.

Кроме объяснения того, как возникает Вселенная, вещи в нем, различные процессы и явления природы, астрономические и метеорологические, Эпикур значительное внимание уделял вопросам возникновения жизни, происхождения человека и общества. По его мнению, живые существа появились из земли. Естественным путем возникла также человек. Душа животных и человека телесная, состоит из тонких огненных атомов и из атомов пневматических, которые еще менее тонкие и хрупкие, чем первые. Они, как теплое дыхание, пронизывают весь организм, связывают его, чувствуя свое тело и окружающий мир.

После смерти человека душа разлагается, а потому говорить о бессмертии души, ее существование в каком-то потустороннем мире не приходится. Естественным путем возникает и общество, в основе которого лежит договор между атомарными людьми, то есть людьми, жившими условиями одинокого жизни, руководствовались естественным правом, знали добро и зло, чего лишены животные. Цель этого договора - не приносить друг другу зла, не терпеть вреда друг от друга. У всех людей одинаковое чувство справедливости, которая заключается в пользе (выгоде), что человек получает от взаимного общения. В различных географических местах и при разных обстоятельствах это общее представление имеет конкретный смысл, что предопределяет разнообразие привычек, законов, которыми человеческие общества отличаются друг от друга. Но все они должны служить взаимной выгоде, ибо в основе общества лежат свободное волеизъявление людей, их договор, где каждый человек имеет право на самостоятельную жизнь, право на счастье. Законы, привычки только регулируют отношения между людьми, идеалом которых должна быть дружба - самая высокая, единственная чувственная убежденность людей во взаимной поддержке. "Человек счастлив только, - заявлял Эпикур, - когда у него есть хороший друг, если она хочет добиться лучшего не только для себя, но и для других". Именно вопрос счастья, дружбы, свободы человека вершиной философии Эпикура, его этики.

Этика у Эпикура выступает как наука о поведении людей среди себе подобных, цель которой - научить людей быть счастливыми. Как и вся философия, его этика имеет чувственный характер, где масштабом для суждения о благе, к которому стремится человек, есть наше ощущение. Кто не чувствует, не может знать ничего ни о хорошем, ни о плохом. Знание всякого блага состоит в том, чтобы обеспечить свои потребности и предотвратить всякого недовольства, для чего нужно знать, чего следует избегать, а к чему стремиться. Показательным в данном плане может быть живая природа, где все живое пытается избавиться страданий и достичь наслаждения. Однако конечная цель человеческой жизни заключается не в звериной наслаждении, не в пьянстве, оргиях, разврате, а в трезвом выборе необходимого для жизни, где человек, имея время хлеб и воду, не станет завидовать Зевсу, потому что она имеет свободу от страданий тела и от тревог души. Здесь Эпикур допускал только природные и необходимые потребности, все остальные, даже естественные, но не необходимые, надуманные, требовал не удовлетворять.

Свободу и избавление тревог души Эпикур видел в снятии страха перед небесными явлениями, перед богами и перед смертью. Отстаивая материальном единстве мира, отсылая богов в некоторые между миром, он устранял зависимость человека от них, а отвергая учение о бессмертии души, наличие бытия в потустороннем мире, учил не бояться смерти, преодолевать смертельный страх и перед жизнью, ибо смерть и жизнь никогда не встречаются , поскольку человек хитрее от смерти. Пока она живет, смерть для нее не существует, а когда она умерла, то не существует жизнь. Усвоив это, человек становится мудрым, лишается всяких преград для беззаботного бытия, подобного бытия богов.

Наиболее известными учениками Эпикура были Метрдор Лампсакський, Полиен Лампсакський, Гермарх Мителенський, Леонтий Лампсакський, Полистрат, Аполлодор, Зенон Сидонський, Деметрий Лаконець, Диоген Тарский и др.. Эпикуреизм, формируясь в условиях эллинистической культуры, не мог не почувствовать на себе ее влияния по постановке основных проблем и их осмысления, где для него не подходили ни дуализм классического академизма, ни перипатетизма. В отличие от киников он не демонстрировал бедности и презрительного отношения к дружбе, как и не опускался до состояния раба перед судьбой, что было свойственно стоикам.

Эпикурейцы понимали, что жизнь со всеми ее сложностями, потребностями и случайностями определенной степени зависит и от человека. Отсюда их стремление найти прочные и продуманные убеждения, опираясь на которые, человек мог бы стать свободной, счастливой, способной к самостоятельным поступкам. Для эпикуреизма мудрость заключалась в том, чтобы жить без страха, не бояться ни жизни, ни смерти, потому высшее благо легко достигается, а высшее зло преодолевается, и для достижения этого надо только полагаться на самого себя. В буттийнисть мира как чувственно-материального космоса эпикурейцы включали и бытия человека, где для того и другого не нужны никакие доказательства, поскольку все, что приходится, требует исходной самоочевидности и аксиоматичности. Этой самоочевидной аксиоматичность представала самоочевидность ощущений, без которых не может существовать ни одно из того, что ощущается.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии