Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Период от XIV до XVI в. называется Возрождения, или Ренессанса (фр. renaissance - возрождение), это новая эпоха в истории Европы характеризуется распадом феодальных отношений и зарождением первых ростков капитализма. Эпоха Возрождения связана с колоссальными изменениями во всех сферах общественной жизни, в частности в сфере духовной. Пределы старого мира были разрушены.

 

Благодаря географическим открытиям, перед людьми впервые появилась их собственная планета Земля в ее подлинном виде, но эти открытия заложили также основу для мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру. В странах бывшей средневековой Европы происходит небывалый расцвет культуры и искусства. Прежде всего это касается Италии, настоящей колыбели Ренессанса. В Италии, Франции, Германии возникает новая, современная литература. Вскоре свою классическую литературную эпоху переживают Англия и Испания. Все распространяется свободомыслие. Гуманистическое движение приводит к созданию светской культуры, а реформация ломает духовную диктатуру католической церкви. Возрождение справедливо считается одним из самых переворотов, пережитых человечеством. С него начинается новая страница в истории европейской культуры, философии и науки.

Возрождение - в определенной степени условный срок. Обычно его трактуют как возрождение античных наук и искусств, но это не было простым возвращением к античным образцам. Ренессанс - это такой исторический процесс, имел свой собственный смысл. Культура Ренессанса характеризуется своей антифеодальной направленностью. Своими создателями она признавалась как разрыв с системой феодальных ценностей. Уже начиная с XIV в. деятели новой культуры были убеждены в том, что они живут в совершенно другом мире, который они противопоставляли миру темноты и невежества, то есть мировые средневековой Европы. Именно отсюда начинается традиционное представление о средние века как темную ночь, как эпоху варварства, как разрыв культурной традиции.

Культура Возрождения отмечена борьбой с религиозной идеологией, борьбой против ее безусловного господства. В философском плане она выступала как антипод средневековой схоластики, царившая в европейских университетах и служила философским обоснованием религиозного мировоззрения. Схоластическая философия имела консервативный характер и не могла реагировать на потребности человека, возникавшие в условиях интенсивной городской жизни. Новая жизнь требовало новой философии, новой морали, новой идеологии. Поэтому возрождение означало духовное обновление, создание такой культуры, которая бы основывалась на земных устремлениях человека. Безусловным завоеванием Ренессанса было создание светской культуры.

Конечно, для Ренессанса разрыв с религиозной идеологией и религиозной культурой не имел абсолютного характера. Новые философия и культура, какой бы радикальный характер они не имели, не могли отказаться от многих традиционных понятий, таких, например, как понятие Бога. Возрождение нельзя рассматривать как простое отрицание религиозного мировоззрения и религиозной морали средневековой Европы. Прогрессивная культура этого периода характеризуется антицерковной настроениями, но не антихристианскими. Напротив, для этой культуры типичным является стремление соединить христианство с дохристианским типами культуры, религиозные и светские ее аспекты, духовно возвышенные и земные, чувственно-телесные устремления человека. Подвергая критике религиозную идеологию и схоластическую философию, создатели новой культуры прежде выступали против присущего им догматизма, теоретической зашоренности и нетерпимости. Не отказываясь от христианских ценностей, они пропагандировали принципиальную открытость всему разнообразию культуры, видя сам способ ее существования в диалоге ее различных форм [4, с. 177).

Особое значение для культуры Ренессанса имела античное наследие. Не случайно с этим связано само название этого периода. Надо отметить, что интерес к этому наследию никогда не исчезала. Вся средневековая культура так или иначе связана с ней. Однако деятели Возрождения пытались воспроизвести античный мир во всем богатстве его культурных достижений. Они много сделали для спасения и восстановления этих достижений: собирали древние рукописи, образцы греческой и римской культуры, произведения античного искусства, предметы домашнего обихода.

Античность для них была не только предметом изучения, но и образом жизни. Они пытались вжиться в нее, перенести ее формы в присущее им культурную среду. И это неудивительно, потому что именно в античности они искали источник новых идей, точку опоры в борьбе со схоластикой и средневековой ограниченностью. Античность с ее вниманием к чувственно-телесных аспектов бытия могла сыграть роль теоретического обоснования характерной для Возрождения заинтересованности в чисто земных делах, свойственного Ренессанса стремление не в загробном мире, а в земной жизни найти удовлетворение и утешение. И если средневековье противопоставляло небесной жизни земной, духовно начало естественном, то Возрождение, опираясь на лучшие образцы античной культуры, стремилось реабилитировать земную жизнь человека и его природные начала.

Возвращение к античному наследию, к тем временам, на которые приходились величие и слава античного Рима, мало для граждан средневековой Италии незаурядное политическое, а также общенациональное значение. Возрождение античного наследия переплеталось с национальным возрождением и утверждением демократических форм общественной жизни. Граждане Флорентийской республики, например, видели себя непосредственными потомками республиканского Рима, а свои усилия на защиту демократических форм государственного устройства, воспринимали как продолжение некогда прерванной традиции.

Существенным признаком ренессансной культуры был ее неразрывной связи с гуманизмом.

Гуманизм в общем смысле означает стремление к человечности, к созданию достойных человека условий жизни. Именно этот срок был введен итальянскими гуманистами, которые, в свою очередь, заимствовали его у римского мыслителя и ст. Цицерона, и означает буквально "человечность" (лат. - humanitas). Однако гуманизм вполне конкретное историческое явление, возникает именно в эпоху Ренессанса. В таком более узком смысле оно выступает как распространение определенного круга гуманитарных знаний: грамматики, риторики, поэзии, истории, нравственной философии, основой которых выступала классическая греко-латинская образованность. В прямом и "узком" смысле слова гуманизм как раз и означает светскую науку и образованность в противовес ученому богословию.

Для обозначения гуманистической образованности Леонардо Бруни предложил соответствующий срок лат. - Studia humanitatis, есть "познание тех вещей, имеющих отношение к жизни и обычаев и которые совершенствуют и украшают человека" [4, с. 6]. Основу этого познания составляли классическая филология (изучение классической латыни, а со временем и греческого языка), поэзия, литература, одним словом, словесность.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии