Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

В центре внимания представителей раннего гуманизма стояли преимущественно политические, моральные и эстетические проблемы. И если говорить о гуманистическую философию на этом этапе, то это прежде всего моральная философия.

Дышит временем происходит экспансия гуманизма в такие традиционно философские сферы, как метафизика, онтология, рациональная теология. Усилиями Марсилио Фичино, Дж. Пико делла Мирандола и других была создана универсальная система миропонимания, в основу которой взят принципы неоплатонизма.

Обращение гуманистов к платонизма и неоплатонизма не было случайным. Оно было обусловлено потребностью в философском обосновании гуманистического идеала и необходимостью противостоять традиционной системе мышления, основу которой составляла философия схоластизиированного Аристотеля.

Платонизм всегда выполнял роль такого антисхоластической оппозиции. Кроме того, неоплатонизм был единственной на то время философской системой, синтетически сочетала в себе основные направления античной философии, в том числе и некоторые элементы аристотелизма, поэтому именно неоплатонизм послужил гуманистам как философская основа для построения нового гуманистического мировоззрения и стал тем основанием, которое сделало объединения язычества и христианства.

Гуманистический неоплатонизм последовательно использует основные категории этой философии; единственное, мировой, или космический, ум, мировая душа и, наконец, космос как живет, одушевленное тело. Самоутверждения человека, процесс ее самосовершенствования изображается им как последовательное приближение человеческой личности до космического уровня, к космического разума и космической души. Уже раннехристианский неоплатонизм был религиозно-философским обоснованием личности, но то было учение об абсолютной личности - единого Бога, стоящего над миром, создавая его из ничего. Личность Бога в христианской теологии трансцендентная миру. Гуманистический неоплатонизм, наоборот, возвышает материальный мир, а вместе с ним и человека как творческую личность, как мастера, превращает этот мир. И если античный неоплатонизм имел космологический характер, а средневековый - теологический, то ренессансный становится антропоцентрической.

Ренессансный неоплатонизм преодолевает религиозный дуализм Бога и природы, создавая учение о единстве духа и материи, Бога и материального мира. Он становится той философской основой, на которой развиваются пантеистические тенденции, присущие Ренессанса. Пантеизм, с одной стороны, побуждает к реабилитации материального мира, а с другой - переносит в мир творческое начало, олицетворением которого становится человек.

Центром ренессансного неоплатонизма в Италии была создана во Флоренции 1459 по указанию тогдашнего главы Флорентийской Республики Козимо Медичи Платоновская академия. История Академии была непродолжительной, но блестящей. Она объединяла разных людей: философов, поэтов, юристов, музыкантов. Среди ее участников были известные в то время гуманисты Кристофор Ландина, Анджело Полициано, Джованни не со, Лоренцо Медичи, Джованни Пико делла Мирандола. Более 30 лет деятельность Академии возглавлял Марсилио Фичино, благодаря неустанному труду которого Флорентийская академия достигла своих успехов.

Марсилио Фичино (1433 - 1499) сыграл выдающуюся роль в распространении и пропаганде философского наследия Платона и неоплатоников Плотина, Ямвлиха, Порфирия, философские произведения которых он перевел на латинский язык. Однако, кроме переводов и комментариев диалоги Платона, Фичино создал ряд оригинальных философско-теологических трудов, в которых разработал свою, построенную на основе платонизма, философскую концепцию. Среди них "Комментарий на" Пир "Платона", "Платоновская теология о бессмертии души", "О христианской религии" и др..

В своем главном труде "Платоновская теология о бессмертии души" Фичино изображает мир согласно платоновской традиции. Этот мир является органическим целым, высшей ступенью, в гармоничном строении которого является Бог. Соотношения Бога и Мира, Бога и человека является главной проблемой философского учения Фичино. Бог - первая причина всего сущего, одновременно он включает в себя весь мир. Бог и мир, следовательно, едины.

Пантеистические тенденции, которые были характерны для философии Ренессанса, приобретают в Фичино достаточно четкого выражения. Согласно его учению Бог является источником единства мира. Бог - это божественный свет, наполняющий мир и делает его видимым. В онтологии Фичино реальность вещей, их бытие отождествляется со светом. Они существуют только благодаря божественному свету, излучается Богом. Сочетая Бога с миром, Фичино отходит от христианского креационизма, рассматривая божественное творение мира в духе неоплатоновского эманации. Бог является высшим сиянием света, что дает этому миру бытия, но этот свет постепенно слабеет и гаснет, создавая различные степени реальности, вплоть до полного мрака материи.

Понятие единства мира связано в Фичино с понятием о его иерархическое строение. Высшей ступенью в ней, как отмечалось, является Бог, ниже - материя, из которой образуется тело космоса. Центральное место в этой иерархии занимает душа, которая, по мнению Фичино, причастна как к небесному, так и земного мира. Души объединяет все части мира, превращая его в единое органическое целое, наделенное движением и жизнью. Душа - это сама жизнь, что дает жизнь всем другим природным вещам. Им наделены и небо, и земля, и все элементы материального мира. Вся природа, или космос, выступает в Фичино как единое, живое и одушевленное тело.

Единство мира с Богом и Бога с миром Фичино рассматривает как мистический духовный водоворот, в котором вещи порождаются Богом и порожденные им, снова стремятся к Богу как к своему высшему благу. Эти два противоположно направленных процесса (эманация и схождение) образуют один непрерывный поток, то "духовный круговорот", в котором реализуется проникнута божественной сущностью единство мира. Важнейшими категориями, характеризующие этот водоворот, есть любовь, красота и наслаждение. "Это единственное круг, идущий от Бога к миру и от мира к Богу, - отмечает Фичино, - называется тремя именами: поскольку оно имеет начало и влечение к Богу - именуется красотой, поскольку, перейдя в мир, оно охватывает его - любовь" ю; поскольку, возвращаясь к своему творцу, соединяется с ним - наслаждением "(19, с. 151).

Картина мира у М. Фичино необычайно поэтична. Прекрасный мир флорентийского неоплатоников весь пропитан любовью. Причем и любовь, и красота как универсальные характеристики бытия приобретают у него онтологического значения. Фичино подчеркивает божественное происхождение красоты. По сути своей она имеет духовную природу, хотя и воплощается в красоте материальных тел и форм. Красота мира, за Фичино, это зримый образ Бога. Обожествление красоты, страстный влечение к ней в Фичино оказали значительное влияние на художников и мыслителей Возрождения. Фичино убедительно доказывал, что восхищение красотой телесного мира не отвращает человека от Бога, а наоборот, через прекрасное в мире мы познаем его.

Любовь, красота и наслаждение неразрывно связаны между собой. Красота порождает любовь и является источником наслаждения. Зрение имеет наслаждение от телесной красоты, а ум от душевной. И, наконец, вся эта сладость является результатом объединения всех существ и частей мира между собой и с Богом. Человек, увлеченный любовью, входит в этот мистический поток, в этот духовный водоворот, в котором мир соединяется с Богом. Любить для человека - значит быть причастным к нему.

Вся философия Фичино является обоснованием гуманистической концепции человека, утверждает ее высокое достоинство. Человеку свойственно божественное начало, и это поднимает ее над другими созданиями. По Фичино, человек занимает центральное место во Вселенной, потому что ее сущностью является душа. Это положение Фичино доказывает, указывая на то, что человек - это активно действующая, творческое существо.

 Философия Фичино имеет жизнеутверждающий характер, картина мира, создаваемая им, не только поэтическая, но и полна радости жизни, насыщенная творческой энергией, излучаемой Богом и реализуется в творческой деятельности человека. То, что Бог создает своим мнением, человек выражает в языке, пишет в книгах, отражает в прекрасных произведениях. Безграничные возможности познания и творчества воплощаются в культуре. Благодаря творчеству человек становится богоравный, земным богом. Благодаря творчеству она становится причастной вечности. Фичино обожает человека, тот прекрасный мир, в котором он живет и который создает своим трудом. Любовь к этому миру, радость и наслаждение, которое человек получает от жизни в нем, не отдаляют ее от Бога, а, наоборот, прокладывают путь к нему. Фичино оправдывает земной, материальный мир и радость земной жизни. Вместе с тем он подчеркивает необходимость божественного устремления человека, его возведение в высших небесных сфер, поскольку именно на этом пути человек приобретает совершенства и свободы, высшего блаженства и счастья. В этом, по мнению Фичино, заключается смысл человеческой жизни.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии