Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Джованни Пико делла Мирандола (1463 - 1494) принадлежал к выдающимся деятелям Флорентийской академии, был учеником и другом Марсилио Фичино, одним из самых блестящих философов - гуманистов XV в. Всю свою жизнь он посвятил философы и гуманистическим занятием, его философская деятельность была обозначена независимостью и самостоятельностью собственного мнения.

 

В своих произведениях Пико отстаивал право мыслителя на свободное толкование любой философской или теологической проблемы. Зависимость философа от какой-то одной философской школы он считал свидетельством ограниченности ума. Все школы уровне в поисках истины. Истина одна, она только по-разному выражается различными философами. Для этого он пытался примирить Платона и Аристотеля, христианство и античную мудрость, философов Запада и Востока, он мечтал о философском мир, о единении всех философов. Стремление к единой философской истины побудило Дж. Пико к созданию универсальной философской системы, которая синкретично объединяла различные философские принципы, течения и школы. Эта попытка была реализована Пико в его известной работе "Философские, каббалистические и теологические выводы", которая состояла из 900 тезисов. Эти тезисы он намеревался выставить на общем философском диспуте, начав его речью "О достоинстве человека". К сожалению, диспут был запрещен церковью. Однако "Речь" Дж. Пико приобрела широкую популярность, став одним из высших достижений гуманистической мысли XV в.

Подчеркивая принципиальное единство философской истины, Дж. Пико исходит из единства всего сущего. Пантеистические тенденции, в значительной мере были присущи уже Марсилио Фичино, приобретают в философии Дж. Пико еще более явного выражения. Он ведет речь не только о единстве мира в целом, но и о единстве, целостности каждой вещи, каждая отдельная вещь является чем-то единым, а следовательно, причастным к Богу. Даже материя в Пико причастна до единого. Он делает определенный шаг к ее обожания, шаг, который, в конце концов, приведет к развернутой системы материалистического пантеизма, разработанной в XVI в. Дж. Бруно. Подчеркивая единство и целостность мира, Джованни Пико пристает к неоплатоников в их понимании иерархического строения этого мира. Особое место в этой иерархии занимает человек. Эта особенность заключается в том, что человек в отличие от всех других существ не имеет заранее определенного в мировой иерархии места. Человек сам своим собственным решением должен определить его.

Главным признаком человека является свобода. Такой свободы не имеют ни животные, ни ангелы, которые должны соблюдать своей природы. Только человек имеет свободу по создания себя. Бог наделяет человека абсолютной свободой самоформування. Поскольку она сочетает в себе начала всех вещей, диапазон его возможностей безграничен. В речи "О достоинстве человека" Дж. Пико рассматривает человека как звено, связывающее, объединяет все миры, начала всех вещей. Она свободна возвыситься к Богу или упасть до уровня раба своих страстей. Человек имеет преимущество над всеми земными животными и даже ангелами, поскольку она сама должна завершить процесс формирования своей сущности.

В речи Дж, Пико Бог, обращаясь к человеку, провозглашает: "Образ других созданий был определен в пределах установленных нами законов. Но ты, ничем не ограничен, определяешь свой образ по собственному решению ... Я ставлю тебя в центр мира, чтобы оттуда тебе было удобнее рассматривать все, что есть в мире. Я сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, которому ты предпочитаешь. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но также и возможность подняться до степени богоподобной существа - исключительно благодаря твоей внутренней воле "[19, с. 249].

Очень важно, чтобы человек избрал правильный путь. Она должна стремиться к высшему, и на этом пути неоценимое значение имеют культура, образование, гуманистические занятия. Важнейшим среди них является философия, в том числе этика и теология. Именно философия имеет решающее значение в формировании человеческой души: этика очищает душу от страстей, диалектика исправляет и направляет ум, теология дает знание Бога.

Дж. Пико выступал против "губительного" и "ужасного" убеждения, будто философией должны заниматься только отдельные люди или же на нее вообще не стоит тратить время. Его соображения по ее значение заслуживают того, чтобы их вспомнить и сегодня: "Я не стыжусь похвалить себя за то, что никогда не занимался философией иначе, чем через любовь к философии, - отмечает он, - ни в исследованиях, ни в размышлениях своих никогда не рассчитывал на любое вознаграждение или плату, кроме как на формирование моей души и понимания истины "[19, с. 257]. Эти "формирование души" и "понимания истины" является квинтэссенцией гуманистического движения, кратко они выражают суть гуманистического понимания назначения науки и культуры. Главным же является то, что именно философию он видит как ту науку, которая помогает человеку сформировать саму себя, возлагая на нее важнейшую функцию культуры.

Учение Джованни Пико о человеке, о его центральное место в мире, свободу выбора и самоформування, призывы к нравственному самосовершенствованию и свободного от догматизма поиска стали значительным достижением гуманистической философии. Джованни Пико последовательное отстаивал идею независимости человеческой личности, право человека на самоопределение. Он пошел значительно дальше своих предшественников в стремлении реформировать философию и религию, в своих представлениях о природе философского знания.

Принципиальная открытость всего богатства созданной человечеством культуры, изначально была присуща гуманистическом движения, реализуется в Дж. Пико достаточно последовательно. В целом его философское учение является определенным итогом всего развития гуманизма.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии