Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Николай Кузанский (1401 - 1464) - один из величайших философов Возрождения, один из родоначальников итальянской натурфилософии. Его философское творчество характеризуется высоким уровнем интеллектуализма.

 

Многочисленные произведения, написанные им на протяжении всей жизни, в значительной степени посвящены религиозно-богословской тематике. В них он утверждал о единой религии, о том, что, несмотря на различие церковных обрядов, все религии имеют единый религиозный смысл. Он призвал всех христианских верующих к объединению, к религиозному миру, к веротерпимости. Он также отмечал тесную связь между христианством и исламом, указывая на возможность их объединения в будущем. Церковная деятельность Николая Кузанского, одного из высших иерархов католической церкви, характеризуется антидогматизмом, независимостью суждений, стремлением к реформаторства. Время много усилий он прилагает к развитию натуральной философии и естественных наук.

 Мировоззрение Н. Кузанского значительной степени сформировался под влиянием гуманистических идей. У него были довольно близкие отношения со многими известными гуманистами того времени. Однако в отличие от многих из них он увлекается не столько риторикой и поэзией, сколько естествознанием, произведениями Архимеда и Евклида. Н. Кузанский один из первых выдвинул принцип методического использования математики в познании природы. Большое значение также его космологические идеи.

Одним из важнейших философских произведений Н. Кузанского является его труд "Об ученом незнании", в которой он изложил свои основные философские идеи, в частности идею связи, единства противоположностей, идею бесконечности Вселенной и др.. По идейному содержанию к ней близки трактат "О предположениях" и "Апология ученого незнания".

Главной проблемой философии Н. Кузанского была проблема Бога и его соотношение с миром. Этот вопрос, как известно, было стержневым для всей средневековой философии, значительное место он занимал и в философии эпохи Возрождения. Официальной точкой зрения католической церкви на эту проблему был теизм, т.е. учение, согласно которому Бог является трансцендентным миру. Создавая этот мир, он находится вне его, а точнее над ним, бесконечно превосходя его своим могуществом и совершенством. В то же время многочисленные еретические течения в христианстве пытались опровергнуть такую точку зрения, противопоставляя теизм пантеизм, то есть учение, отождествляло мир с Богом. В основном это был мистический пантеизм, который сводил сущность этого мира к Богу, растворял его в нем. Еретическая мистика, выдвигала пантеистические идеи, опиралась на неоплатонистську традицию, наиболее известным представителем которой был известный неоплатоник Псевдо-Дионисий. Н. Кузанский испытал значительное влияние со стороны мистических течений, поэтому неудивительно, что его взгляды на стержневую для всей христианской философии проблему основном отходили от официальной точки зрения. Основной тенденцией в философском творчестве Кузанского было стремление преодолеть разрыв между земным и небесным, сблизить Бога и мир. Пантеистическая тенденция была присуща философии Кузанского, в значительной мере инициировалась его приверженностью неоплатонизма. Наиболее отчетливо она проявилась в ранних произведениях Кузанского, прежде всего в его "ученым незнанием".

Основу пантеистической онтологии Кузанского составляет учение о абсолютный максимум и абсолютный минимум и их единство. Абсолютный максимум у него - это одно из названий Бога, теряет свои антропоморфные черты и выступает как предельно общая философская категория,. Это - абсолют, единое начало, за которым ничего нет и не может быть. Он характеризуется такими свойствами, как простота, неделимость, единство, бесконечность.

Абсолютный максимум является тем, больше чего ничего не может быть, а это значит, что он один в своем роде и ему ничто не противостоит. Любая мельчайшая доля бытие принадлежит ему. Отсюда Кузанский делает вывод о том, что абсолютный максимум совпадает с минимумом. "Абсолютный максимум есть то единственное, которое является всем, в нем все, поскольку он максимум, а поскольку ему ничто не противоположно, с ним совпадает и минимум" [7, с. 51].

Минимум и максимум - противоположности, но, взятые в своем предельном выражении (как абсолютные), они совпадают. Абсолютный максимум по своей природе и является таким совпадением противоположностей. Этот диалектический принцип играет важную роль в философы М. Казанского: его необходимость связана с познанием абсолюта, или бесконечности.

Противоположности, отмечает Кузанский, присущие только вещам, подлежат увеличению или уменьшению, абсолютном максимума они не свойственны. Он выше все противоположности. Следовательно, понять его можно, только преодолевая их и раскрывая их единство. Однако достичь этого обычным разумом, приспособленный для познания конечных вещей, невозможно. Так называемый дискурсивный разум, есть мышление в рамках противоположного и разделенного, не способен постичь природу абсолютного, единого и бесконечного начала вещей. Отсюда и понятие "ученого незнания", т.е. понимание ограниченности рационального мышления, неспособности обычного ума с помощью конечных положительных определений постичь бесконечную природу абсолюта. Его бесконечность можно либо узнать с помощью особой способности - интеллектуального созерцания, или символически выразить математическими понятиями.

Математика давала богатый материал для выяснения Кузанским диалектического совпадения противоположностей. Доказывая этот принцип, он опирается именно на математические понятия и нередко использует аргументы, заимствованные из математики. Например, многоугольник, количество сторон которого направляется до бесконечности, совпадает с кругом, а кривая с бесконечным радиусом равна прямой.

Понимание абсолюта как бесконечного сущности, устраняет и нераздельно объединяет в себе противоположности, - главный принцип философии Николая Кузанского. Этот диалектический принцип, с помощью которого Кузанский пытается выяснить природу единого начала всех вещей, связан у него с пантеистической выводами, вытекающими из такого понимания Бога. Если Бог выступает как единство всех противоположностей, то он также находиться в единстве с созданными им вещами. Диалектический принцип понимания Бога требует единства причины и следствия, творца и его творения.

Бог и мир, за Кузанским, взаимопроникают друг в друга, поэтому диалектический принцип единства противоположностей характеризует у Кузанского не только абсолют, или Бога, но и каждую отдельную вещь. Каждая отдельная вещь является определенной единством таких противоположностей, хотя в созданном мире это единство и не является абсолютной. Она относительна, следовательно, дополняется отличием, обоюдным отрицанием, борьбой. "Каждое совпадает и отличается с каждым", - утверждает он. "Точная равенство здесь невозможна" [7, с. 230]. Мера единства в разных вещей разная, в каждой из них преобладает какая-то одна противоположность, и этим определяется качество вещи, ее место в мире.

От неоплатоников Кузанский заимствовал представление о мире как о нечто единое и цельное, все вещи которого связаны между собой единственной связью, единственным закономерным движением. Диалектический принцип единства противоположностей дополняется него принципом всеобщей связи. Мысль о связи между всеми вещами мира является второй исключительно важной диалектической идеей Кузанского. Единство, или связь Бога с миром, в самом мире проявляется как органическое единство, универсальная связь вещей между собой.

Универсум рассматривается Кузанским как континуум, каждый элемент которого связан со всеми другими и со всем универсумом в целом. "Все во всем" - это известное высказывание древнегреческого философа Анаксагора Николай Кузанский неоднократно применяет для объяснения своего понимания мира, присущего ему диалектической связи. "Сказать, что каждое в каждом, значит то же, что Бог через все - во всем и все через все - в Боге", - такой пантеистический вывод делает Кузанец из этого диалектического принципа [7, с. 110].

Свое понимание единства Бога и мира Кузанский конкретизирует в учении о свертывании множественного мира в единстве Бога и о развертывании Бога в мир. Это учение является определенным вариантом неоплатоновского теории эманации, согласно которой Бог создает мир путем самовитикання, самовипроминювання своей сущности. Такое понимание божественного творения уничтожало принципиальное различие между Богом и миром, ведь мир выступает здесь как одна из ступеней в этом процессе, как одна из ипостасей самого Бога. Мир со всеми его отличиями и противоположностями согласно учению Н. Кузанского является результатом саморазвертывания абсолютного единства Бога. Мир изначально присутствует в Боге, но идеальным образом, он свернут в нем так, что все противоположности и различия сведены здесь к неделимой тождества. Мир же реальных вещей является тем самым Богом, но таким, что развернул свою сущность. То, что в Боге свернуто в абсолютное единство, в мире развернуто в многообразии вещей. их отличия приобретают здесь реального существования. "Бог есть свернутость всякого бытия любой существующей вещи, и, создавая, он развернул небо и землю" [7, с. 27]. Такое понимание происхождения мира противоречило креационизма официального христианства и приобретало признаков теории развития, теории эволюции.

Общефилософские взгляды Кузанского получили конкретизации в его космологической теории. Именно в космологии полно был выражен прогрессивный характер этой философии.

Понятия Вселенной в Кузанского является вторым по значению после понятия абсолютного максимума. Вселенная он определяет как ограниченный максимум. Это также первичное начало вещей, как и Бог, только конкретно ограничено, и возникает оно из-за эманацию из абсолютного максимума. Как таковой Вселенная во многом подобен Богу, он единый, целостный, бесконечный и вечный, однако бесконечность Вселенной несколько иного рода. В отличие от всегда актуальной бесконечности Бога бесконечность Вселенной имеет потенциальный характер. Скорее это - бесконечность, бесконечный процесс, который никогда не может быть завершен. Такое понимание Вселенной, распространение принципа бесконечности на его временные и пространственные характеристики имело чрезвычайно важные мировоззренческие последствия.

Следует отметить, что Кузанский был одним из первых, кто распространил присущую Богу бесконечность на природу, на материальный мир. Для средневековых философов, так же как и для античных, космос, природа всегда выступали как нечто завершенное. Идея, или форма, рассматривается здесь как тот предел, до которого направляются вещи и мир в целом. Взгляд на Вселенную, как на нечто принципиально незавершенное и безграничное, свидетельствовал о существенных изменениях в сознании. Для христианских теологов природа, Земля, небо, звезды имеют свое начало во времени (акт божественного творения), так же как и конец (второе пришествие и конец света). В пространстве Земля и небо тоже казались ограниченными, а космос в целом имел завершенную форму сферы. Разрушение этих границ, взгляд на Вселенную с точки зрения его бесконечности подрывали основы религиозно-теистического мировоззрения. Бесконечность Вселенной во времени объективно противоречило креационистскую точке зрения о происхождении мира, равно как и эсхатологическим ожиданиям. Если этот мир безграничен во времени, то теряет всякий смысл утверждение о его начало или конец. Бесконечный в своем существовании мир всегда был, есть и будет, ибо нельзя определить некую окончательную временную границу его бытия. Итак, праздники история, как она изложена в Ветхом и Новом Завете, не имеет ничего общего с реальной историей мира, его безграничным становлением в пространстве и времени. Парадоксальные для средневекового сознания выводы порождала точка зрения и на пространственную бесконечность мира. Как известно, в те времена широко во взглядах на строение Вселенной была так называемая аристотеливско-птоломеивська геоцентрическая система. Эта система была принята и освящена церковью. Согласно ей Земля считалась неподвижным центром мира, вокруг которого вращались Солнце, планеты, а также в котором содержалась сфера неподвижных небесных светил.

Сокрушительный удар по этой системе был нанесен в XVI в. видагним польским астрономом Николая Коперника, который создал гелиоцентрическую систему мира. Это был революционный переворот в науке. Однако за сто лет до Коперника аналогичные идеи выдвинул Н. Кузанский. Более того, он пошел значительно дальше Коперника, хотя и выражал свои мысли в несколько абстрактной форме. Исходя из идеи бесконечности Вселенной, он вообще отверг мысль о существовании любого неподвижного центра. Таким центром не может быть ни Земля, ни Солнце, ни другая планета или звезда. Вселенная он сравнивал со сферой, центр которой повсюду.

Доказывая относительность любой различия между центром и периферией, верхом и низом, движением и покоем, Кузанский приходит к выводу о принципиальной однородности мира, об отсутствии в нем каких-либо привилегированных частей. Конечно, такой взгляд на вещи входил в противоречие с религиозно-теистического мировоззрения, который строился на противопоставлении земного и небесного, высшего и низшего, благородного и низменного. Типичными для средневековой Европы были представления о небе, небесные тела как нечто более благородное и высокое по сравнению с Землей. Кузанский считает такое противопоставление неправильным. Поскольку в реальном мире нет абсолютного максимума или минимума совершенства, то неправильным будет считать, что Земля скудный и низкая. Николай с Кузи утверждает существование единого однородного Вселенной, в разных частях которого действуют одинаковые законы. Все элементы одинаково близки к Богу, считает он.

Учение о Вселенной неразрывно связано у Кузанского с его учением о человеке. Концепция человека соответствовала общегуманистические взглядам на нее и ее место в мире. Человек характеризуется им как личность, стремится к самоутверждению в творчестве и познании окружающего мира. Вопреки традиционным для христианства взглядам на человека как греховную существо Кузанский подчеркивает ее высокую ценность. Человек принадлежит миру, является одной из его частей, но такой частью, воплощающий в себе целое мира, его бесконечную сущность. Поэтому человек является конечно-бесконечной существом. Она является высшим звеном природы, в которой последняя достигает наивысшего совершенства. Характеризуя человека, Кузанский использует традиционный для христианской религии взгляд на нее как на образ и подобие Бога. Однако пантеистическое понимание мира придает этому определению совсем другой смысл. Человек становится у Кузанского земным воплощением божественной сущности, вторым, или земным Богом. "Действительно, - провозглашает он, - человек есть Бог, только не абсолютно, раз он человек, она - человеческий бог (humanus deus)" [7, с. 259].

В понимании человека Н. Кузанский возрождает античную идею микрокосмоса, подчеркивая единство человека и мира. Человек и Вселенная неразделимы, малый мир является неотъемлемой частью большого, но такой, что в наиболее совершенной форме отражает его строение. В человеке все возведен в высшей степени. Подчеркивая место человека в мире, он видит ее роль в том, что она является связующим звеном между Богом и вещами, между высшими и низшими порядками. Благодаря своей "срединной природе" она объединяет в себе все и поэтому является мерой всех вещей. Стремясь к наивысшего совершенства в своем роде, она поднимается до уровня Бога, оставаясь человеком. Человек есть мир, но свой, личный, человеческий мир.

Философская антропология Кузанского неразрывно связана с его христологией. Христос является предельным выражением человеческого совершенства, тем конкретным максимумом, к которому стремится в своем становлении человеческая природа. Христос у Кузанского не столько спаситель заблудшего рода человеческого, сколько выражение его безграничных возможностей, реальное воплощение человеческого величия и совершенства. Именно в лице Христа приобретает реальности назначение человека быть конкретным максимумом мира, универсальной мерой всех вещей. Христос у Кузанского - это реализовано человечество, его понятие и сущность. Поэтому он отвечает каждому человеку в его стремлении к максимальной совершенства. Очевидно, что Кузанский смещает акценты, понимая Иисуса Христа не столько как богочеловека, сколько как человека - бога. Хотя он указывает на равноправие двух противоположных процессов; подъема человечества через Христа до уровня Бога и воплощение Бога в человеческом образе. Только "приняв в себя человечность", Бог через эту человечность становится конкретно каждой вещью [7, с. 151]. Есть Кузанский всячески подчеркивает значение человека, его особую роль в мире: только благодаря человеку мир достигает максимума совершенства и соединяется с Богом, а Бог находит пути для единения с миром. Такое понимание человека не имело ничего общего с тем ее унижениям, что пропагандировалось церковью, с тем аскетическим идеалом, который был выработан средневековым христианством. Учение Кузанского о свободной и совершенного человека, что является высшей степенью в развитии Вселенной, фактически совпадало с гуманистическим идеалом, со взглядами других философов - гуманистов.

Понимание человека как микрокосма мало у Кузанского важное гносеологическое значение, поскольку трактовка человека как "малого мира" означало, что она по своей природе является отражением большого мира. Поиски истины, стремление к знаниям является естественным свойством человека.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии