Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Владимир Кириллович Винниченко (1880 - 1951) - украинский мыслитель, писатель, публицист, политический общественный деятель. Родился на Херсонщине в семье чабана. Не закончив гимназии, он вынужден был пойти работать и заниматься самообразованием.

Сдав экстерном экзамены в гимназии, Винниченко поступает на юридический факультет Киевского университета, где включается в активную политическую жизнь, становится членом Революционной украинской партии (РУП, с 1905 г. партия называется УСДРП - Украинская социал-демократична рабочая партия), за что его исключили из университета и арестован. Находясь под постоянным наблюдением полиции и неоднократно находясь под арестом, Винниченко вынужден был эмигрировать, продолжая активную политическую деятельность. Во время пребывания за границей он несколько раз приезжает нелегально на Родину. Его избирают заместителем председателя Центральной Рады. С июня 1917 г. он возглавляет Генеральный секретариат Центральной Рады и исполняет обязанности генерального секретаря внутренних дел. После установления в Украине советской власти в 1919 г. Винниченко эмигрирует в Австрию, где организует зарубежную группу украинских коммунистов, мечтая о возвращении в Украину. Дав согласие о своей готовности служить советской власти, Винниченко получает возможность вернуться в Украину, но впоследствии, не найдя общего языка с высшим партийным руководством, он навсегда уезжает за границу. Оставив политическую деятельность, Винниченко сосредотачивается на литературе, искусстве, науке и философии. Последние годы он провел во Франции, где и был похоронен.

Философские и социологические взгляды В. Винниченко нашли свое отражение в таких его работах, как трехтомник "Возрождение нации", романах "Записки курносого Мефистофеля", "Равновесие", "Идолы", "Солнечная машина", "Завещание борцам за освобождение", " Честность с собой "," Великий Молох "," Новая заповедь "," Слово за тобой, Сталин! "," Счастье "," Письма к юноше "," Конкордизм "и др..

Центральные темы его творчества связаны с борьбой за государственность Украины, ее национальную независимость с проблемами морально-эстетического характера, общественного развития, смысла цивилизации. В его произведениях (например, "Солнечная машина") звучит также идея единения человека с природой и т.д..

Личность В. Винниченко, его социально-политические и философские взгляды в разные времена имели разные, даже противоположные оценки. Определить сторонников его идей довольно сложно, поскольку в его творчестве является позитивное отношение к марксизму, социализма и, в то же время, различия с ними в национальном вопросе и др.. Одни обвиняли его в национализме, другие - в национальной измене.

По решению Винниченко национального вопроса, то он отстаивал национальную независимость Украины, ее демократическое развитие, осуждал любые формы насильственной централизации, господства одного народа над другим. Украинский народ еще "... до объединения с Россией" имел свою государственность, национальную независимость, "гордился своей наукой, литературой ..." После установки централизации насильственным путем украинская нация начала "беднеть", "дичать", "упадок". Однако она имеет право на свою независимость, поскольку она "не есть то самое, что русская; ... законы ее жизни не есть законы жизни русских ... ломки этих законов ломает душу целого народа; ... такая разрушение является преступность перед всечеловеческим шагом "[2, с. 61-62].

Начиная осознавать себя, свое достоинство, украинская нация, "которая была зтерта с географических карт, из учебников истории, по литературе всего мира, даже из своей собственной сознания", пробуждается, преодолевая в себе "усыплен, приглушенный, запуганный и замученный инстинкт .. . " [2, с. 72]. Говоря о корнях и основах национального самосознания, В. Винниченко отмечает: "Большая, тайная, неразгаданная человеческим разумом сила, что называется на человеческом языке инстинкт жизни, дала человеку любовь к самому себе, как необходимые средства пиддержування жизни в себе и вокруг себя. Человек , что имеет живой, свежий, здоровый инстинкт жизни, должен любить все, что дает ей это жизнь, что сохраняет его, восстанавливающий укрепляет жизненные его силы. Поэтому человек любит самая здоровая, свежую эпоху своего истнування, - детство, юношество ... И непобедимая, благодарна, немного даже мистическая через свою непобедимость и неразгаданностью любовь живет в душе человека ко всему, среди чего происходила лучшая сутки ее истнування ... Поэтому национальное сознание и любовь к своей нации не знает ни классов, ни партий, ни возраста, ни пола "[2, с. 72-73].

В связи с этим В. Винниченко осуждал "интернационализм специально русского издания, интернационализм, требующий одречення от самой своей национальности и розтворення себя в безфарбний, абстрактной массе людскости ..." Такой интернационализм он называл "абсурдным", "лицемерным", "вредным", "преступной пропагандой самоубийства", "умерщвление в себе жизни". Однако одновременно он является сторонником интернационализма "яко сочетание всех национальных сил людскости, яко кооперация народов ..." Этот интернационализм он считает «высшим развитием национального чувства, высшей ступенью развития людскости" [2, с. 73-74].

Будущее Украины Винниченко связывал с федерацией, которая должна строиться на принципах самостоятельности и полной независимости Украины. Он благосклонно относился к созданию СССР, но выразил принципиальную критику относительно национальной политики большевистского правительства. Актуально звучат сегодня его предостережение о том, что "объявить творение государственности легко", а создать ее - это огромная сложная работа. Винниченко предостерегал о "безплоднисть, вредность, даже преступность попыток втиснуть возрождения украинской нации в неестественные для него, отвратительные ее социальным стремлением формы".

Постепенно Винниченко отходит от идей социализма, критикует как капитализм, так и социализм, особенно в большевистской форме исполнения. Предостерегая человечество от уничтожения в тотальной катастрофе войн, он предлагает свою программу сотрудничества, сближения (конвергенции) государств с различными политическими системами. Яркое отражение эта идея нашла в романе "Слово за тобой, Сталин!" (1950 г.).

Этические взгляды В. Винниченко основанные на идеях человеческого достоинства, отрицание принудительных обязанностей над человеком. Он осуждал, ненавидел то чудовище, то молох, которое называется "мы" и которое стремится растереть мою душу и мое "Я". Однако вместе Винниченко создает мировоззренческую позицию, так называемый "конкордизм" (согласие), согласно которой человек должен жить в "согласии" с собой, с природой, с людьми, с нацией, быть "честным с собой".

Яркой фигурой среди мыслителей украинской диаспоры был В. Липинский.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии