Вячеслав Казимирович Липинский (1882 - 1931) - историк, социолог, политик, публицист. Родился он в с. Затурцях на Волыни. Выходец из польского благородного рода, один из лучших представителей европейской аристократии. Липинский имел хорошую образование - университеты в Кракове (история) и Женеве (агрономия)
, отмечался безупречной культурой поведения. Активно участвовал в украинской революции, в организации Украинской демократически земледельческой партии, а с 1918 г. он был послом украинского государства в Вене.
После падения УНР Липинский жил в Австрии, за исключением 1926 - 1927 гг, когда руководил кафедрой истории украинской государственности в Украинском научном институте в Берлине. За границей он участвовал в создании политических организаций, стал признанным лидером консервативно-монархического движения среди эмигрантов. Умер В. Липинский в Австрии, похоронен в родовом селе Затурцях.
Он автор произведений: "Украина на переломе 1957 - 1959" (1920), "Письма к братьям - хлеборобам" (1919 - 1926), "Религия и церковь в истории Украины" (1925) и др..
В своих взглядах В. Липинский прошел путь от демократизма к сторонника, идеолога консервативно-монархического строя. Центральные темы его творчества включали, в основном, национальные, государственно вопрос. В взаимоотношении этих вопросов, в их значимости он на первое место ставил проблему государства, именно через решение государственно проблем возможно решение проблем нации.
Отстаивая идею единства, гармонизации общественных отношений, предпочитая творческим силам над революционными, разрушительными, Липинский, в противовес как интернационалистам - социалистам, так и национал-социалистам, рассматривал нацию как единство всех жителей данной Земли и всех граждан данного государства, всех племен, языков , верь, "объединенных одним духом, христианским". Нация - это прежде всего единство духовное, культурно-историческая. В "Письмах к братьям - хлеборобам" он писал: "... Нация для нас - это все жители данной Земли и все граждане данного государства, а не" пролетариат ", и не язык, вера, племя. Когда я пишу ... - "мы украинские националисты" - это значит, что мы хотим украинского государства, занимая все классы, языка, веры и племена украинских Земли.
Вы, украинские социалисты, утотожнюете понятие нации с пролетариатом и партией. Для Вас - не социалист - не Украинский. Вы - украинские националисты - утотожнюете понятие нации с языком, верой, племенем ... "[Цит. По: 8, с. 458].
Итак, по Липинскому, подлинным выразителем нации должен быть "политический", а не "этнический" Украинский гражданин Украины, украинского государства. Нация должна рождаться от государства, от единства территориально-политической, а не наоборот. Именно государственность, единство государственно-творческих сил способствуют становлению нации, ее единства. "Осужденный на смерть, - писал он, - есть такие нации, которых идея государственная скрывается исключительно в книгах" [8, с. 461].
Свою идею государственности Липинский обосновывал мессианской идеологией, которая в наибольшей степени способствует укреплению государственности. Вера в заранее определенное ("высшими силами") назначение украинского народа повести человечество к большей совершенства должна была стать важным фактором в борьбе за независимость и самостоятельность украинского государства.
В своей государствообразующей концепции Липинский придерживается идеи украинского монархизма. Мистическая сила, мессианское предназначение, религиозный порыв народа должен быть направлен украинский Гетманом - монархом, который не должен выбираться народом, а получать власть в наследственность. Монарх должен в первую очередь опираться на активное меньшинство, аристократию. Именно она, "а не пассивная (" украинская ") большинство творит государства и нации". Он был убежден в том, что каждый народ должен пройти период монархии, абсолютизма. Раз отсутствие в Украине абсолютной монархии не позволила создать свою собственную государственность.
Актуально звучит сегодня идея Липинского о равенстве между государственной и национальной принадлежности. Как отмечает Ю. Вильчинский, на место культурно-языкового национализма Липинский ставит территориальный патриотизм, тем самым утверждая взгляд, все жители украинской земли должны быть полноправными гражданами украинского государства [3, с. 102].