Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии

Леонардо да Винчи

(1452-1519)

«Многие будут считать правомерным упрекать меня, указывая, что мои доказательства противоречат авторитету некоторых ученых, находящихся в большом почете ..., не замечают они, что мои предметы родились из простого и чистого опыта, который и является истинным учителем»



Леонардо родился в семье довольно богатого нотариуса и простой крестьянки в городке Винчи близ Флоренции. Заметив незаурядные способности сына, отец - Пьеро да Винчи - отдал его на обучение в мастерскую знаменитого скульптора и художника А. Верроккио. Здесь хозяйничал дух поиска и творчества, смелого художественного эксперимента, основанного на глубоких знаниях в области математики, перспективы, анатомии. Здесь училась наиболее одаренная молодежь. Здесь зрощувалась любовь к человеку и природе, точного воспроизведения действительности, к труду и культуры, через освоение которой формировался характер будущего гения.

Со временем 28-летний юноша имел свою собственную мастерскую. Он тонко чувствовал цвета, мечтал о будущем, пытался проникнуть в вечное и отразить его кистью. Большинство своих произведений художник посвятил восстановлению религиозных сюжетов. Первой серьезной работой Леонардо стала неоконченная картина «Поклонение волхвов». Далее были «Дама с горностаем», «Портрет музыканта», «Мадонна Литта», «Мадонна с цветком», знаменитые «Тайная вечеря» и «Джоконда».

Работы художника стали своеобразным продолжением свободолюбивых и человеколюбивых художественно-философских исканий Данте Алигьери, Марсилио из Падуи, Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо и Лоренцо Балла. Знаменитый портрет «Джоконда» воспроизводит невиданную до жизненность и глубину человечности; грандиозное фреска «Тайная вечеря», созданная художником для монастыря Санта-Мария делла Грацие, изображает правдивые жизненные устремления людей, стоящих на пороге постижения линии между «добром» (святостью) и «злом» (предательством) небольшое по размеру полотно «Манон на Литта» очаровывает глубиной жизнелюбия, неисчерпаемостью человеческих сил и стремлений к утверждению себя в этом реальном мире Эти произведения принесли Леонардо да Винчи мировую славу.

Одаренность натуры Леонардо, казалось, не знала границ. Он был гениальным художником, талантливым ученым, философом, конструктором. Леонардо, в частности сконструировал крутящий станок на несколько веретен, волочильных машину, станки для нарезания винтов, шлифовки стекла водоподъемную машину. Кроме этого, Леонардо да Винчи оставил интересные соображения в области оптики, геологии, механики, ботаники, медицины. Его перу принадлежат интересные философские трактаты. Мощное воздействие на художественную литературу Италии и других стран оказали художественно-теоретические размышления и установки Леонардо да Винчи. Его «Книга о живописи» была одной из первых работ, которая теоретически обосновывала статус искусства как одного из важных средств познания мира, воспроизведения и созерцания красоты природы и ее совершенного творения - человека. Как правило, Леонардо вел записи своих мыслей довольно хаотично, с целью впоследствии привести их в надлежащую систему. Писал он левой рукой, причем, от правой до левой стороны листа. Читать эти «леворукие» записи, к тому же, пересыпанные различными математическими формулами, чертежами технических систем и приборов, архитектурных проектов и геометрических фигур, художественных рисунков, многочисленных изображений машин и инструментов, можно только с помощью зеркала. Понять их еще труднее. Целые страницы упражнений с латыни чередуются с гениальными научными предсказаниями, свободные анекдоты - с глубокими размышлениями по философии, каллиграфия - с затейливыми математическими выкладками. И все же, за хаотичным россыпью слов четко просматривается глубокая философская мудрость гения об экспериментальном познания природы и ее глубинную тайну, закрытую для проницательного взгляда исследователя, о Человеке и Космос, свет и тень, добро и зло, справедливость и ненависть. Есть все основания считать, что Леонардо да Винчи хотел обобщить эти записи завершенным трактатом в виде книги. Однако этот замысел остался неосуществленным. Ученому мешал энциклопедизм и чрезмерный талант, втягивал его во все новое и новое поле деятельности. Грандиозный проект энциклопедии системы «вещей природы» остался незавершенным.

Возможно, именно поэтому философские взгляды Леонардо да Винчи являются противоречивыми. Ученый и философ ратовал за научное познание природы, решительно боролся против теологии и схоластики, астрологии и алхимии, называл рассуждения схоластов софистикой. «Огонь истребляет ложь, то есть софистах, и являет истину, разгоняя тьму, - писал Леонардо да Винчи. - Огонь предназначен истреблять всякого софистах и есть изъяснитель и истолкователь истины, ибо он - свет, Который рассеивает тьму, скрывающую сущность вещей. Огонь разрушает всякого софистах, то есть обман, и один являет истину, то есть золото »(Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Т. 1. - М.-Л., 1935. - С. 54).

Ученый и философ выступал против духовной диктатуры католической церкви, саркастически отзывался о «теоретических» работ церковников, развенчивал монахов, подчеркивая, что они торгуют раем, обирают доверчивых людей. Интересны взгляды Леонардо да Винчи по проблемам природы Земли и общей мироздания. Он отвергал средневековые представления о Земле как центр Космоса, отмечал, что она находится «в центре стихий Своих, ей близких и с ней соединенных» (Там же. - С. 199). Земля, за пониманием ученого, - это звезда, почти подобная Луне.

Леонардо да Винчи подчеркивал значение опытного (экспериментального) познания природы, человека, окружающего мира. С помощью одних только «книжных знаний», отмечал мыслитель, к истине добраться невозможно; необходимо опираться на опыт, который является действительной основой науки. Задача последней - через опоры на опыт отыскать истинные причины всеобщей связи природных явлений. «Мне кажется, - писал философ, - что то науки пусты и Полны ошибок, Которые НЕ порождены опытом, отцом всякой достоверности, и Которые НЕ кончаются в очевидном опыте, т.е. если их начало, или середина, или конец не проходят ни через одно из пяти чувств »(Леонардо да Винчи. Книга о живописи. - М., MCMXXXIV. - С. 81).

Человека Леонардо да Винчи рассматривал как микрокосмос, концентрирует в себе целый мир. Познавая человека-устройство и пропорции тела, красоту мышц, индивидуальность физиологии, а главное - глубину и неповторимость души, подчеркивал мыслитель, искусство проникает в тайну природы и общественного бытия людей, воссоздает красоту жизни и тем самым поднимает их жизненные силы, активность, оптимизм. Этот вывод не только не отрицал средневековую ориентацию на умеренность и аскезу, но и начал новый тип мировоззрения, философии и культуры, сущность которых охватывалась одним словом - человеколюбие, то есть гуманизм.



ПОДПИШИСЬ!

Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии