Леонардо да Винчи
(1452-1519)
«Многие будут считать правомерным упрекать меня, указывая, что мои доказательства противоречат авторитету некоторых ученых, находящихся в большом почете ..., не замечают они, что мои предметы родились из простого и чистого опыта, который и является истинным учителем»
Леонардо родился в семье довольно богатого нотариуса и простой крестьянки в городке Винчи близ Флоренции. Заметив незаурядные способности сына, отец - Пьеро да Винчи - отдал его на обучение в мастерскую знаменитого скульптора и художника А. Верроккио. Здесь хозяйничал дух поиска и творчества, смелого художественного эксперимента, основанного на глубоких знаниях в области математики, перспективы, анатомии. Здесь училась наиболее одаренная молодежь. Здесь зрощувалась любовь к человеку и природе, точного воспроизведения действительности, к труду и культуры, через освоение которой формировался характер будущего гения.
Со временем 28-летний юноша имел свою собственную мастерскую. Он тонко чувствовал цвета, мечтал о будущем, пытался проникнуть в вечное и отразить его кистью. Большинство своих произведений художник посвятил восстановлению религиозных сюжетов. Первой серьезной работой Леонардо стала неоконченная картина «Поклонение волхвов». Далее были «Дама с горностаем», «Портрет музыканта», «Мадонна Литта», «Мадонна с цветком», знаменитые «Тайная вечеря» и «Джоконда».
Работы художника стали своеобразным продолжением свободолюбивых и человеколюбивых художественно-философских исканий Данте Алигьери, Марсилио из Падуи, Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо и Лоренцо Балла. Знаменитый портрет «Джоконда» воспроизводит невиданную до жизненность и глубину человечности; грандиозное фреска «Тайная вечеря», созданная художником для монастыря Санта-Мария делла Грацие, изображает правдивые жизненные устремления людей, стоящих на пороге постижения линии между «добром» (святостью) и «злом» (предательством) небольшое по размеру полотно «Манон на Литта» очаровывает глубиной жизнелюбия, неисчерпаемостью человеческих сил и стремлений к утверждению себя в этом реальном мире Эти произведения принесли Леонардо да Винчи мировую славу.
Одаренность натуры Леонардо, казалось, не знала границ. Он был гениальным художником, талантливым ученым, философом, конструктором. Леонардо, в частности сконструировал крутящий станок на несколько веретен, волочильных машину, станки для нарезания винтов, шлифовки стекла водоподъемную машину. Кроме этого, Леонардо да Винчи оставил интересные соображения в области оптики, геологии, механики, ботаники, медицины. Его перу принадлежат интересные философские трактаты. Мощное воздействие на художественную литературу Италии и других стран оказали художественно-теоретические размышления и установки Леонардо да Винчи. Его «Книга о живописи» была одной из первых работ, которая теоретически обосновывала статус искусства как одного из важных средств познания мира, воспроизведения и созерцания красоты природы и ее совершенного творения - человека. Как правило, Леонардо вел записи своих мыслей довольно хаотично, с целью впоследствии привести их в надлежащую систему. Писал он левой рукой, причем, от правой до левой стороны листа. Читать эти «леворукие» записи, к тому же, пересыпанные различными математическими формулами, чертежами технических систем и приборов, архитектурных проектов и геометрических фигур, художественных рисунков, многочисленных изображений машин и инструментов, можно только с помощью зеркала. Понять их еще труднее. Целые страницы упражнений с латыни чередуются с гениальными научными предсказаниями, свободные анекдоты - с глубокими размышлениями по философии, каллиграфия - с затейливыми математическими выкладками. И все же, за хаотичным россыпью слов четко просматривается глубокая философская мудрость гения об экспериментальном познания природы и ее глубинную тайну, закрытую для проницательного взгляда исследователя, о Человеке и Космос, свет и тень, добро и зло, справедливость и ненависть. Есть все основания считать, что Леонардо да Винчи хотел обобщить эти записи завершенным трактатом в виде книги. Однако этот замысел остался неосуществленным. Ученому мешал энциклопедизм и чрезмерный талант, втягивал его во все новое и новое поле деятельности. Грандиозный проект энциклопедии системы «вещей природы» остался незавершенным.
Возможно, именно поэтому философские взгляды Леонардо да Винчи являются противоречивыми. Ученый и философ ратовал за научное познание природы, решительно боролся против теологии и схоластики, астрологии и алхимии, называл рассуждения схоластов софистикой. «Огонь истребляет ложь, то есть софистах, и являет истину, разгоняя тьму, - писал Леонардо да Винчи. - Огонь предназначен истреблять всякого софистах и есть изъяснитель и истолкователь истины, ибо он - свет, Который рассеивает тьму, скрывающую сущность вещей. Огонь разрушает всякого софистах, то есть обман, и один являет истину, то есть золото »(Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Т. 1. - М.-Л., 1935. - С. 54).
Ученый и философ выступал против духовной диктатуры католической церкви, саркастически отзывался о «теоретических» работ церковников, развенчивал монахов, подчеркивая, что они торгуют раем, обирают доверчивых людей. Интересны взгляды Леонардо да Винчи по проблемам природы Земли и общей мироздания. Он отвергал средневековые представления о Земле как центр Космоса, отмечал, что она находится «в центре стихий Своих, ей близких и с ней соединенных» (Там же. - С. 199). Земля, за пониманием ученого, - это звезда, почти подобная Луне.
Леонардо да Винчи подчеркивал значение опытного (экспериментального) познания природы, человека, окружающего мира. С помощью одних только «книжных знаний», отмечал мыслитель, к истине добраться невозможно; необходимо опираться на опыт, который является действительной основой науки. Задача последней - через опоры на опыт отыскать истинные причины всеобщей связи природных явлений. «Мне кажется, - писал философ, - что то науки пусты и Полны ошибок, Которые НЕ порождены опытом, отцом всякой достоверности, и Которые НЕ кончаются в очевидном опыте, т.е. если их начало, или середина, или конец не проходят ни через одно из пяти чувств »(Леонардо да Винчи. Книга о живописи. - М., MCMXXXIV. - С. 81).
Человека Леонардо да Винчи рассматривал как микрокосмос, концентрирует в себе целый мир. Познавая человека-устройство и пропорции тела, красоту мышц, индивидуальность физиологии, а главное - глубину и неповторимость души, подчеркивал мыслитель, искусство проникает в тайну природы и общественного бытия людей, воссоздает красоту жизни и тем самым поднимает их жизненные силы, активность, оптимизм. Этот вывод не только не отрицал средневековую ориентацию на умеренность и аскезу, но и начал новый тип мировоззрения, философии и культуры, сущность которых охватывалась одним словом - человеколюбие, то есть гуманизм.